ИППОЛИТ

ИППОЛИТ (III в.) – священномученик (память 30 января; память в Западной церкви 22 августа), пострадал в городе Римский Порт (ныне Порто, близ города Фьюмичино, Италия). Согласно различным агиографическим традициям, пресвитер, епископ Римского Порта или папа Римский. Первоначально Ипполит был представлен как один из второстепенных персонажей в преданиях об Остийских мучениках. Наиболее ранний латинский текст – Мученичество Кенсорина был написан, по мнению В. Саксера, во второй половине IV в., однако Э. Фольери отнесла его составление к VI в. и предположила, что агиограф произвольно объединил мучеников, в разное время пострадавших в Остии (Аврею, Кириака, Архелая) и в Римском Порте (Нонна, Таврина, Геркулана), а также вымышленных персонажей. Согласно Мученичеству, при императоре Клавдии (вероятно, Клавдии II, 268–270 гг.) и викарии Ульпии Ромуле началось жестокое гонение на христиан в окрестностях Рима. В числе пострадавших был старец Ипполит, который добровольно предстал перед Ульпием и призвал его отвратиться от идолов и уверовать во Христа. Разгневанный викарий приказал связать Ипполита по рукам и ногам и живым бросить в яму перед стенами Римского Порта. Расширенная и дополненная версия Мученичества Кенсорина содержится в Мученичестве Авреи, составление которого В. Саксер датировал первой половиной V в. Ипполит назван здесь епископом и отождествлён с Нонном (Нонозом), который похоронил тело мученицы. В более поздней латинской традиции содержатся различные дополнения к преданию об Ипполите. Так, в кратком сказании он представлен как просветитель Александрии. Ипполит прибыл в Рим для поклонения гробницам святых и поселился в Римском Порте, где проповедовал местным жителям и составил множество толкований на божественные книги. Далее кратко повествуется о погребении тела мученицы Авреи и о кончине Ипполита. Подробное описание места погребения, указание на дату события (22 августа) и чудеса, которые совершались на могиле святого, позволяют исследователям предположить, что текст был составлен в Римском Порте не позднее IX в. В другом варианте краткого Мученичества Ипполита он упоминается также как наставник преподобной Пелагии, уточняется, что Ипполит прибыл в Рим после кончины Пелагии на Елеонской горе. Пётр Дамиани в послании к папе Николаю II (около 1060 г.) представил сказание об Ипполите следующим образом: святой был уроженцем Антиохии, обратил ко Христу 30 тыс. сарацин, приобщил преподобную Пелагию к подвижнической жизни, написал толкования на Священное Писание, отрёкся от епископской кафедры и, переселившись в Рим, принял мученическую кончину в Римском Порте. В греческой агиографической традиции сведения об Ипполите содержатся в Мученичестве Кириака, Ипполита, Максима, Хрисы и прочих, которое является переводом латинского оригинала и отличается от него лишь незначительными деталями; в греческом тексте также сообщается, что Нонн, похоронивший останки мученицы Хрисы (Авреи), получил другое имя – Ипполит.

 



 
PR-CY.ru