ИШХАНИ

ИШХАНИ (от арм. – «главный») – мужской монастырь (830–840 гг. – не раньше ХVI в. и до XVIII в. с перерывами) и кафедра Ишханской епархии Грузинской православной церкви (ГПЦ), культурно-литературный центр грузинской исторической юго-западной провинции Тао. Основан преподобным Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и Саввой Ишхнели в Кларджетской пустыни. Расположен в Тортумском ущелье, на правом берегу реки Олту (Олтиси), в так называемой Грузинской долине (близ Юсуфели, иль Артвин, Северная Турция). Монастырь воздвигнут на высоком плато, сохранились две церкви. На востоке от Ишхани находится одноимённая турецкая деревня Ишхан, на северо-востоке от неё – руинированная Ишханская крепость. Ишханское плато с трёх сторон окружено горами: на севере и востоке – Карьол (Кариели), на юге – Арафек, на юго-востоке – Ургюндюз. Сведения об Ишхани содержатся в грузинских средневековых исторических материалах, а также в многочисленных эпиграфических памятниках кафоликона Ишхани. Об истории постройки кафоликона Ишхани и об основании здесь обители и епархиальной кафедры стало известно после публикации Жития преподобного Григория Ханцтели, осуществлённой Николем Яковлевичем Марром в 1911 г. Житие было создано Георгием Мерчуле в 951 г. Преподобный Григорий, который считается возобновителем монашества в Грузии, в VIII–IX вв. подвизался в Тао-Кларджети, где он и его ученики основали много монастырей; преподобный Григорий стал архимандритом 12 обителей Клареджетской пустыни. В Житии рассказывается, что первая церковь в Ишхани была построена в 630 гг. армянским епископом-халкидонитом св. Нерсесом III Таеци (католикос Армении в 641 – 661/662 гг.). По мнению Вахтанга Джобадзе, этот храм был разрушен в 730 гг., во время нашествия на Грузию арабов под руководством полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого). Новая церковь была выстроена учеником и племянником преподобного Григория епископом Ишханским (ишхнели) святетелем Саввой (также Саба, Сабан), время деятельности которого исследователи определяют 830–840и гг. Преподобный Григорий и святитель Савва оказались в окрестностях Ишхани, возвращаясь из паломничества в Константинополь. Агиограф пишет, что им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нём, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана. Указан был им и путь, чтобы дойти туда, так как место то было недоступно для людей того времени». Добравшись до руин древней церкви, святые обрели там «духовное и телесное утешение». Спустя некоторое время Григорий отпустил Савву восстанавливать Ишхани и определил ему в помощь двух учеников. Сын св. Ашота I царь Баграт I Куропалат (826–876 гг.) активно содействовал Григорию в развитии церковной жизни в Тао-Кларджети, много жертвовал на нужды монастыря Хандзта и постройку монастыря Шатберди (Ени-Рабат). Узнав от Григория об Ишхани, царь «обрадовался, поспешно написал письмо, отправил хороших людей и с честью пригласил» Савву во дворец. Побеседовав со святыми, царь посетил Ишхани и «очень полюбил ту местность... Божиею волею Савва сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на каферде его, которая многие годы была во вдовстве..., вторично была церковь отстроена нашим блаженным Саввою при материальном попечении богочестивых царей». По заказу Ишханского епископа Илариона для Ишхани в 973 г. был вычеканен Ишханский выносной крест (Государственный музей истории Грузии); в конце X – начале XI вв. переписан сборник произведений (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе), содержащий сделанный Евфимием Святогорцем перевод Патерика (подробнее о святынях Ишхани см. в ст. Ишханская епархия).

 



 
PR-CY.ru