ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ

ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ, Дейр-Мар-Ильяс – мужской, действующий, принадлежит Иерусалимской православной церкви, находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Высказывались предположения об основании монастыря пророка Илии равноапостольной Еленой или святителем Илиёй I (494–516 гг.), Иерусалимским патриархом. Однако впервые этот монастырь упоминается западными паломниками около 1160 г. По сообщению Иоанна Фоки (1185 г.), монастырь пророка Илии, «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийцем на средства византийского императора Мануила I (Иоанна Фоки «Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в.»). По мнению исследователей, имеется в виду землетрясение, которое произошло около 1157 г. Согласно греческому анонимному паломнику (1187 г.), монастырь, имевший церковь с куполом, находился на том месте, где пророку Илии, скрывшемуся в пустыне от Иезавели, являлся Ангел (3 Цар. 19:4–8). К этому преданию апеллировали западные паломники; в том числе Филипп из Савоны (1283 г.) и Николай из Поджибонси (1346–1350 гг.), тогда как пилигримы, жившие позднее, ошибочно связывали основание монастыря либо с местом рождения пророка Илии – Номпар де Гомон (1418 г.), Иоанн Полонер (1422 г.), Б. Амико (1620 г.), либо с местом, куда удалившемуся во время засухи пророку приносили пищу вороны (3. Цар. 17:1–7), – Игнатий Смолянин (1396–1402 гг.), либо даже с местом, где он был взят на небо, – Пётр де Пеннис (около 1350 г.). Последние два события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой пророка Илии в монастыре Хозива и с долиной Харрар (в настоящее время на территории Иордании). С монастырём пророка Илии также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь праведному Иосифу явился во сне Ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф. 2:2). В западных источниках упоминается посещение игуменом монастыря пророка Илии лагеря Ричарда I Львиное Сердце в Бейт-Нубе (июнь 1192 г.), которому он открыл место, где им была спрятана часть Честного Креста Господня. Согласно Роджеру из Хаудена, тайник находился непосредственно в церкви пророка Илии, тогда как Ральф из Коггешалла помещает его в монастыре св. Самуила на пути из Бейт-Нубы в Иерусалим. Посетивший монастырь пророка Илии Иоанн Полонер упоминает высокое здание с прекрасной церковью и колодцем рядом с южной стеной (1422 г.); Франческо Сурьяно (1485 г.) отмечает, что в монастыре подвизалось два греческих монаха. Эфесский митрополит Даниил (1478–1488 гг.), в начале 1480 гг. застал эту обитель покинутой иноками, но остававшейся во владении православных. В 1492 г. монастырь принадлежал мусульманам, а в 1517 г. – снова грекам. В османской переписи 1553/1554 г. среди монастырей упоминается Дейр-Мар-Ильяс. В 1593 г. Трифон Кробейников передал милостыню проживавшим в монастыре пророка Илии иеромонаху Дорофею и семи старцам. С XVII в. насельники монастыря пророка Илии показывали паломникам отпечаток на камне, оставленный спящим пророком Илиёй. Этот камень «в форме седалища, на котором виден как бы вытисненный след лежавшего человека» находится напротив монастырских ворот; рядом с ним бьёт источник, носящий имя пророка Илии. Василий Яковлев Гагара в 1635 г. застал в монастыре 30 монахов.

 



 
PR-CY.ru