ИНГЭН Рюки

ИНГЭН Рюки (1592–1673 гг.) – японское имя китайского буддийского монаха Иньюаня Лун-ци, основателя японской школы дзэн-буддизма Обаку. Ингэн рано остался без отца, в возрасте 20 лет отправился на гору Хуанбо, где был в услужении у монахов восемь лет. После смерти матери стал монахом в храме Ваньфу. Его учителями были Миюнь Юаньу (1566–1642 гг.) и Фэйинь Тун-юн (1593–1662 гг.), от которого Ингэн получил дхарму в 1633 г. В 1637 г. он стал настоятелем монастыря Ваньфу, в 1646 г. был избран настоятелем вторично. В 1654 г., после неоднократных приглашений китайского монаха и врача Ицунена Сёю, Ингэн с 30 (по некоторым данным, 20) монахами прибыл в город Нагасаки. Китайские купцы, проживавшие в городе, хотели, чтобы службы велись на родном языке, и специально для этих целей построили три храма. К этому времени монастырская жизнь в Японии упростилась настолько, что многие японские буддисты искали пути для возрождения древних монашеских традиций, поэтому приезд китайских учителей вызвал большой интерес. Некоторые источники утверждают, что Ингэн изначально прибыл в Японию по приглашению правителя Нагасаки. Храм, где проповедовал Ингэн, был построен в стиле китайской императорской династии Мин (1368–1644 гг.). Главным его отличием от японских храмов стало наличие изваяний Майтреи (япон. Мироку – будды грядущего, который явится в мир следующим за буддой Шакьямуни) и 16 архатов. Консервативно настроенные правительственные чиновники и монахи публично заявляли, что нормы поведения и ритуалы, проводимые в храме, недопустимы для японских буддистов, а затем обвинили Ингэна в шпионаже, однако обвинения доказать не удалось. В 1661 г. Ингэн основал храм Мампукудзи в городе Удзи, неподалёку от древней японской столицы Киото. Постепенно храм обрёл популярность среди японских буддистов, Ингэн получил покровительство обеих ветвей власти – сёгуната и императорского двора. Ингэн положил начало школе Обаку (по названию горы Обаку (по-китайски – Хуанбо), на которой он провёл много лет) – новому направлению дзэн в Японии. На учение Ингэна во многом повлиял амидаизм, что было характерно для китайского чань (от которого и произошел японский дзэн) того времени. Амидаистская практика чань отличалась от японской амидаистской традиции Хонэна или Синрана. Ингэн не столько верил в посмертное возрождение в раю Сукхавати (санскр. – чистая земля) будды Амитабхи (будды Западного края, чьё санскритское имя в японском языке произносится как Амида, кит. – Амито), сколько призывал с помощью молитвы искать рай в своём сердце при жизни. Для Ингэна Амида не будда загробного мира, а некая «природа будды», изначально присущая сердцу каждого. Соответственно нэмбуцу, практика произнесения имени Амиды ради возрождения в его раю, была для Ингэна вспомогательной, упор же он делал на дзадзэн (сидячая медитация), а также на коаны. Школа Ингэна не была только амидаистской или только дзэнской. Исследователи полагают, что эклектизм и помешал ей сохранить популярность у японцев, которые для самоидентификации считали важной чистоту буддийской традиции. К тому же первые 14 настоятелей храма Мампукудзи вели службы только на китайском языке. Школа Обаку стала третьей из дзэн-буддийских школ по численности, но наряду с более известными риндзай и сото способствовала знакомству японцев с достижениями китайской культуры в области архитектуры, скульптуры, поэзии и живописи. Наибольшее влияние Ингэн и его школа оказали на японскую каллиграфию. Как и Мокуан Сёто и Сокухи Нёицу, Ингэн почитался в числе самых прославленных каллиграфов, одна из «трёх кистей Обаку».

 
PR-CY.ru