ИСАИЯ, Исаия Серрский

ИСАИЯ, Исаия Серрский (ум. не раньше 1375 г.) – сербский книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик», автор пространного литературного рассказа о сербско-турецком сражении на реке Марице в 1371 г. В научной литературе (прежде всего, сербской) Исаия отождествляется с соимённым игуменом Русского монастыря великомученика Пантелеимона на Афоне, но болгарские исследователи эту гипотезу не поддерживают, т.к. в сохранившейся части Жития игумена Исаии (повествование доходит до 1375 г.) о его литекратурных трудах не упоминается. Согласно Житию, Исаия (светское имя исследователям неизвестно) родился, судя по продолжительности жизни и известным фактам биографии, около 1300 г. (в литературе есть маловероятные, по мнению исследователей, предположения о его рождении между 1310 и 1315 гг.), «при благочестивем и христолюбивем самодрьжци всее Срьпские земле и Подунавские и Поморские и Арбанашкие светом крали Уроше». Местом рождения названа «епархия, глаголемая Лиман», под которой, по мнению исследователей, подразумевается «Липлян», епископия на Косовом поле с центром в монастыре Грачаница (у исследователей недостаточно оснований считать, что речь идёт о долине реки Лим). Исаия происходил из знатной семьи, его родителей звали Георгий и Калина. Юноша получил хорошее образование, и ему прочили придворную карьеру. Но, собираясь стать монахом, он недолго оставался при дворе и принял постриг в Осоговском монастыре. Исследователи полагают, что Исаия ушёл на Афон в монастырь Хиландар до 1330 г. Несколько лет спустя он навестил родителей и уговорил их принять постриг под именами Герасим и Феодосия. Между 1345 и 1348 гг. Исаия стал послушником старца Арсения, бывшего игумена Хиландара, который представил его приехавшему в 1347 г. с семьёй на Афон сербскому царю Стефану IV Душану; впоследствии Исаия стал другом и советником правителя и его жены Елены (см. Евгения, преподобная). После смерти наставника Исаия удалился в пустынь преподобного Павла Ксиропотамского вместе с учеником Сильвестром и с «советником и сподвижником» Дионисием, который в сербской литературе часто отождествляется с основателем афонского монастыря Дионисат, где провёл несколько месяцев «во многом борении и подвигах». Затем Исаия пришёл в монастырь великомученика Пантелеимона, запустевший «мало не до конца», и решил восстановить его. По благословению «святых и духовных отец» Исаия отправился к сербскому царю, рассказал, в чём нуждался монастырь, и попросил помочь восстановить обитель. Царская чета щедро одарила Пантелеимонов монастырь земельными угодьями, подтвердив права на них жалованными грамотами (хрисовулами), а также передала золото и серебро для воссоздания монастыря и для раздачи другим афонским обителям и монахам. Вернувшись в 1349 г. с царскими пожалованиями в монастырь и став игуменом, Исаия построил собор, «церкви велие красно», трапезную, службы («и дохие и всякие потребы, яже суть монастырю на потребу и мнихом на упокоение») и крепостные башни-пирги; также были построены здания и во владениях (метохах) монастыря за пределами Афона. Из текста Жития исследователям неясно, какой национальности были насельники монастыря: обитель не называется «русской», следовательно, это могли быть и сербы, и греки.

 



 
PR-CY.ru