ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ – государственные, церковные и частные организации в России и других странах, выпускавшие печатные издания православных церковных песнопений, и их публикации. В XVII в. издание крюковых певческих книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда «резец» Фёдор Иванов отлил стальные пунсоны с нотным знаменем и со слогами текста, ни в 1671 г., когда была изобретена новая форма шрифта, приготовленная словолитцем Иваном Андреевым, позволявшая печатать отдельно крюки и текст. Первое известное российское (как полагают исследователи, московское) нотное печатное издание было учебным: это двоезнаменник, опубликованный в 1679 г. на 12 страницах, прикреплённых к «Ключу разумения» Тихона Макариевского (Российский государственный архив древних актов). Несмотря на то что в типографии Печатного двора уже существовал нотный крюковой шрифт, ноты в двознаменнике награвированы, по мнению исследователей, весьма небрежно (знаки крюков одной группы заметно отличаются друг от друга). Поскольку в типографии Печатного двора до 1708 г. не было гравёров по металлу, исследователи предполагают, что гравюры для двознаменника подготовил польский органист Симон (Шимон) Гутовский, который, согласно записям Оружейной палаты, 22 ноября 1677 г. сделал «стан деревянный, которым печатают листы фряжеские», т.е. оригинальную печатную машину. Нотные издания светских музыкальных сочинений стали печататься в России с 1730 г. (публикация «Коронационного канта» по случаю восшествия на престол императрицы Анны Иоанновны) в Санкт-Петербурге в типографии Академии Наук и типографии Горного училища. Первое нотное издание церковных песнопений было осуществлено Синодальной типографией в 1772 г. (синодальные певческие книги) с использованием наборного метода печати. С тех пор в течение больше века ведущая роль в издании церковной музыки принадлежала государственным учреждениям – Синодальной типографии и Придворной певческой капелле. В конце XVIII – XIX вв. нотопечатание производилось с помощью типографского набора, либо непосредственно с гравированных металлических досок, либо литографским способом. В двух последних случаях металлические доски (из олова или меди) расчерчивали с помощью растраля на нотные линейки, после чего ноты врезывались в глубь доски; печать производилась на особом нотопечатном станке (до 600 оттисков в день). Для уменьшения стоимости печати с гравированной доски делался перевод на литографский камень: литографирование позволяло изготовлять до 4 тыс. оттисков в день, причём на более дешёвой бумаге. В 1755 г. в Лейпциге печатник Иоганн Брейткопф изобрёл новый наборный шрифт, каждый нотный знак для которого составлялся из трёх разборных частей (головки, штиля, вязки). В 1781 г. немецкая фирма Бернарда Теодора (Фёдора Ивановича) Брейткопфа открыла нотопечатню в Санкт-Петербурге, в которой использовался наборный нотный шрифт. Процесс подготовки к печати нотных изданий был дорогостоящим, поэтому нередко в книжных магазинах распространялись рукописные копии нотных сборников.

 



 
PR-CY.ru