ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА

ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские (память 8 января; память в Греческой церкви 8 января и 21 июня; память в Западной церкви 6 и 9 января). В греческих и русских календарях эти святые объединены в дружину мучеников, хотя по типу кончины Василиссу исследователи относят к лику преподобных, Иулиана – преподобномучеников, а пресвитера Анастасия – священномучеников. Греческое пространное Мученичество, автор которого называет себя очевидцем описываемых событий, сохранилось в нескольких редакциях. Наиболее близкая к оригиналу версия содержится в рукописи Х в. Версия, представленная в списке Х в., является переработкой предыдущей. Ещё одна редакция встречается в рукописях конца IX – начала Х вв.и 1633 г., каждая из которых содержит половину повествования: первая – Житие Иулиана и Васиолиссы, вторая – Мученичество Египетских мучеников. В одном списке вместо Антинои местом мученичества ошибочно названа Антиохия. Греческое Мученичество было создано раньше VI в., поскольку в это время оно уже было переведено на латинский язык. М. Дель Кольяно доказал, что с латинской версией Мученичества был знаком анонимный автор монашеского устава «Regula magistri» («Правила учителя»), написанного в первой четверти VI в. в окрестностях Рима и ставшего одним из источников Устава Венедикта Нурсийского (ум. в 547 г.). Латинский перевод Мученичества пользовался большой популярностью: он был включён в Люксёйский лекционарий (около 700 г.) и впоследствии неоднократно перерабатывался. Ф. Алькен считал Иулиана и Василиссу реально существовавшими Антинойскими мучениками, но их Мученичество называл романом, не имеющим исторической ценности. Исследователи предполагают, что одним из источников этого Мученичества послужило Житие мученика Иулиана из Аназарва в Киликии, память которого в византийских Синаксарях также отмечалась 21 июня. Оба святых в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый публично исповедал Христа, второй вступил в девственный брак), и оба претерпели муки от правителя по имени Маркиан (по источникам известен Эмилий Маркиан, префект провинции Киликия в начале IV в., тогда как сведения об одноимённом наместнике провинции Фиваида отсутствуют). Б. де Геффье отметил несомненное сходство некоторых деталей в рассказе о женитьбе Иулиана и Василиссы с аналогичным эпизодом греческого Жития преподобного Алексия, человека Божия. Мученичество приурочивает описанные события к гонениям римских императоров Диоклетиана (284–305 гг.) и Максимиана (286–305, 307–308 гг.). По мнению комментатора «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского», под Максимианом следует подразумевать Гая Валерия Максимиана Галерия (цезарь в 293–305 гг., август в 305–311 гг.).

 



 
PR-CY.ru