ИУЛИАН

ИУЛИАН (начало IV в.) мученик (память 16 марта, 21 июня; память в Византийской 18 марта, 24 июня). В честь этого мученика Иоанн Златоуст составил Похвальное слово. Сохранились Мученичество и фрагмент другого Мученичества, которое исследователи считают древнейшим, и сокращённые Жития, в том числе в Императорском Минологии 1034–1041 гг. Иулиан происходил из Аназарва в Киликии (Малая Азия). Его отец, сенатор, был язычником, а мать, которую звали Асклипиодорой, – христианкой. Овдовев, Асклипиодора с сыном переехала в Тарс, поэтому Иоанн Златоуст называет Иулиана «согражданином» апостола Павла. Она воспитала отрока в христианском благочестии. Во время гонений на христиан в правление Диоклетиана (284–305 гг.) 18-летний Иулиан был схвачен и приведён в Эги на суд к игемону Маркиану. Видя, что Иулиан не боится казни, правитель решил сломить его долговременными мучениями – в течение года святого водили по разным городам Киликии и подвергали истязаниям, но он оставался непреклонен в исповедании христианской веры. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали рёбра его». В каноне, составленном Феофаном Начератанным, Иулиан назван великомучеником. Перед казнью мать Иулиана, следовавшая за сыном из города в город, обратилась к правителю с просьбой позволить ей побыть с ним в темнице, чтобы склонить к принесению языческих жертв. Но вместо этого она укрепляла Иулиана в его намерении достойно выдержать испытания. Спустя три дня на суде они исповедали христианскую веру. Асклипиодоре после многих истязаний отрубили ступни, и через некоторое время она скончалась. Иулиана зашили в мешок, наполненный песком, змеями и скорпионами, и утопили в море. Тело Иулиана было вынесено волнами на берег, где его нашла благочестивая вдова из Александрии и с почестями предала погребению. Согласно Императорскому Минологию, вдова обрела мощи на побережье в месте, называемом Вафей, недалеко от Антиохии. Мощи Иулиана были перенесены в Антиохию, где построили храм во имя этого мученика. Иоанн Златоуст свидетельствовал, что от мощей происходили исцеления бесноватых. Антиохийский патриарх Севир (512–518 гг.) написал в честь Иулиана гомилию на сирийском языке. Почитание этого мученика получило широкое распространение в Италии (особенно в Аримине, ныне Римини), Северной Африке, Испании и Галлии, в чём сыграла определённую роль путаница с одноимёнными местными святыми. В честь Иулиана установлено две даты празднования – 16 марта (Минологий Василия II, Типикон Великой церкви, Синаксарь Константинопольской церкви и другие греческие календари, Римский Мартиролог) и 21 июня. Под 21 июня в Минологии Василия II вместо Жития Иулиана помещён рассказ об Иулиане из Антинои, основавшем монастырь и обратившем в христианство Келсия, сына правителя Маркиана (см. в ст. Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василиса, Марионилла и другие мученики Египетские). В Синаксаре Константинопольской церкви под этой датой приведены оба текста – об Иулиане из Киликии и об Иулиане из Антинои. Исследователи полагают, что Житие Иулиана послужило одним из источников Жития Иулиана египтянина: оба в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый – исповедание Христа, а второй – девственный брак) и оба претерпели муки от правителя Маркиана. В Мартирологе Иеронима Стридонского память Иулиана отмечена под 14 февраля и 22 июня; в сирийском Мартирологе Раббана Слибы – под 1 октября. В некоторых византийских рукописях Житие Иулиана помещено под 18 марта или под 24 июня. В пространной редакции древнерусского Пролога, составленной в третьей четверти XII в., 5 февраля именем Иулиана ошибочно надписано Житие Иулиана, мученика Эмесского.

 
PR-CY.ru