ИСАГОГИКА

ИСАГОГИКА – традиционное название библейской дисциплины, предметом которой является история возникновения текста и канонического собрания книг Библии. В настоящее время более употребителен синоним исагогики – Введение в Священное Писание. В соответствии с двумя частями христианской Библии исагогику принято делить на исагогику Ветхого Завета и исагогику Нового Завета, а также на общую и частную. К общим вопросам исагогики относятся: состав и формирование канона Священного Писания (Ветхого и Нового Заветов), начальные сведения об истории текста обеих частей христианской Библии, краткое введение в текстологию; иногда сюда включают также обзорные географические и исторические сведения о возникновении текстов Ветхого и Нового Заветов, из истории древнего Ближнего Востока и греко-римского мира, литературы этого времени. К частным вопросам исагогики относятся авторство, датировка, место и история создания текста отдельных книг Священного Писания, а также некоторых их разделов; литературные (в частности жанровые) особенности библейских книг; цель создания отдельных книг и их адресаты. Нередко изложение указанных вопросов сопровождается обзором содержания библейских книг, однако, например, в Германии такие обзоры принято выделять в независимую дисциплину – Bibelkunde («Знание (содержания) Библии»). Как общие, так и частные вопросы исагогики всегда находились в центре внимания библейской критики. Поэтому некоторые авторы связывают становление исагогики в её современном понимании с появлением обзорных работ историко-критического направления (см. ст. Библеистика, Герменевтика библейская). Название научной дисциплины – «Введение» (лат. «Isagoge», «Introductio») – восходит к названию работы, посвящённой Ветхому Завету, антиохийского учёного монаха Адриана «Введение в Божественные Писания» (предположительно первая половина V в.). В Европе «Введение» как название научной дисциплины вошло в обиход начиная с книги доминиканца Cантеса Пагнино («Isagoges seu introductionis ad sacras litteras liber unicus». Lugdini, 1528 г.). Итальянский исследователь А. Соджин утверждает, что у истоков исагогики Ветхого Завета лежат «Богословско-политический трактат» Бенедикта (Баруха) Спинозы и «Критическая история Ветхого Завета» Ришара Симона. Немецкий автор Отто Айсфельдт во «Введении в Ветхий Завет» в качестве первой работы по этой теме называет «Введение в Ветхий Завет» Иоганна Готфрида Эйхгорна (в этой работе впервые на немецком языке была изложена документарная гипотеза Жана Астрюка. История немецкоязычных введений в Новый Завет началась с книги Иоганна Давида Михаэлиса («Einleitung in die göttlichen Schriften des Neuen Bundes». Gött., 1750 г.). Исагогика в современном понимании этого раздела библеистики была неизвестна в эпоху христианской древности и в Средние века. Однако ряд элементов этой науки, в частности, историко-критического подхода, встречался уже в ранней иудейской и христианской литературах. Вопросы о происхождении, статусе и значении текстов Ветхого Завета содержат труды ранних иудейских авторов Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Происхождение отдельных книг Нового Завета обсуждалось уже в связи с началом процесса создания канонического сборника во II в.

 



 
PR-CY.ru