ИОАНН ЧУДОТВОРЕЦ

ИОАНН ЧУДОТВОРЕЦ (конец VIII – начало IX вв.) – епископ Поливотский, преподобный (память 4 декабря). Единственным источником сведений об Иоанне Чудотворце является краткое Житие, помещённое в ряде византийских Синаксарей, – Константинопольской церкви, конец X в., и др. В его основе, по мнению исследователей, может лежать утраченное пространное Житие этого святого. Согласно синаксарному Житию, Иоанн Чудотворец с детства стремился к праведной жизни, избегал игр и веселья, проводя дни в посте и молитве. Видя его усердие и подвиги, патриарх рукоположил Иоанна Чудотворца во диакона, а затем во иерея. Через некоторое время он получил должность скевофилакса (как полагают исследователи, в соборе Святой Софии в Константинополе), а затем был рукоположён во епископа города Поливот (ныне Болвадин, Турция). После возобновления иконоборческих гонений при императоре Льве V Армянине (813–820 гг.) Иоанн Чудотворец отправился в Константинополь, чтобы обличить императора в нечестии. Вернувшись, наставлял христиан, чтобы они были готовы пролить кровь за веру. Вскоре после поездки в столицу Иоанн Чудотворец скончался. Около его мощей совершалось множество чудес. Когда напавшие на Византию арабы, взяв Аморий (ныне Хираскёй) в августе 838 г., захватили и Поливот, они разорили церковь и хотели сжечь мощи Иоанна Чудотворца, но те остались невредимыми. При этом кто-то ослеп, у других отсохли руки или искривилась шея. Раскаявшись, арабы стали просить у святого помиловать их. Они отпустили всех ранее взятых в плен христиан и получили исцеление. Мощи святого оставались нетленными в течение долгого времени, и в день Пятидесятницы, престольного праздника кафедрального собора Поливота, тело Иоанна Чудотворца доставали из раки, облачали в епископские одежды и водружали на епископский трон, где оно и находилось во время совершения литургии. От мощей получало исцеление множество бесноватых. Впоследствии мощи были перевезены в город Мосинополь во Фракии. Помимо 4 декабря память Иоанна Чудотворца встречается под 13 февраля в Минологии императора Василия II конца Х – начала XI вв. Исследователи полагают, что в августе 1205 г., после победы над войском крестоносцев и взятия Филиппополя (ныне Пловдив), мощи Иоанн Чудотворца были увезены болгарским царём Калояном из Мосинополя в Тырново. На эту дату указывает то обстоятельство, что в ряде южнославянских нестишных Прологов Житие Иоанна Чудотворца помещено не под 4 декабря и 13 февраля, как в греческих Синаксарях, а под 31 августа: Исторический музей, конец XIII (?) – первая половина XIV вв., Российская государственная библиотека, начало XIV в., Пролог дьяка Симона (Сремска-Митровица, Музей церковного искусства, 1560 г.); в Лесновском Прологе 1330 г. в этот день отмечена только память Иоанна Чудотворц без Жития. Исследователи полагают, что сведения об Иоанне Чудотворце были помещены также в конце Пролога (31 августа являлось последним днём церковного года), потому что данный тип церковной книги не предусматривал чтений на переходящие праздники, в том числе в день Пятидесятницы, когда, как подчёркивает Житие, совершалась память Иоанна Чудотворца.

 



 
PR-CY.ru