ИОАНН АСКЕТ

ИОАНН АСКЕТ (ум. раньше 886 г.) – преподобный (память в Грузинской церкви 26 марта; память в Византийской церкви 15 марта?). Житие этого святого сохранилось в грузинском переводе в единственной рукописи – Минее Четьей за март из собрания монастыря Гелати, хранящегося в Кутаисском историческом музее (XVI в.). Автором Жития в заглавии назван монах и сосудохранитель Иосиф (как полагают исследователи, преподобный Иосиф Песнописец). Автор лично знал Иоанна Аскета и «пребывал с ним вместе в течение многих лет». Исследователям известно, что Иосиф Песнописец подвизался в 837–839 гг. в монастыре Сергия и Вакха в Константинополе, игуменом которого впоследствии стал Иоанн Аскет. Он родился в селении Вания, в феме Вукелларии (на севере Малой Азии), в крестьянской семье, его родителей звали Феофилакт и Василия. После смерти мужа Василия ушла в горы и поселилась возле церкви архангела Михаила, Иоанн Аскет стал пастухом. С детства он имел склонность к монашеской жизни; «пребывая в горах со стадами, он источал обильные потоки слёз, с ним вместе проливали слёзы даже растения и скалы». Дочка соседа пыталась соблазнить его, но Иоанн Аскет решил удалиться в горы и стать отшельником. Со временем он прославился своими аскетическими подвигами, чудесами и помощью приходившим к нему (например, по молитве святого рыбаки выловили десять больших осётров). Отшельник Савва предсказал Иоанну Аскету, что он примет монашеский постриг в Константинополе. Василий I Македонянин (867–886 гг.) проникся глубоким уважением к Иоанну Аскету; по воле императора он остался в Константинополе и был назначен игуменом монастыря во имя мучеников Сергия и Вакха. Иоанн Аскет обладал даром находить скрытые под спудом мощи святых. Так, в горах он обрёл мощи апостола Фортуната, в монастыре Сергия и Вакха обнаружил зарытые в землю иконоборцами мощи мученика Сергия. Спустя много лет император назначил его игуменом монастыря мученика Диомида, где он и скончался в глубокой старости. Точная дата смерти Иоанна Аскета не указана, однако исследователи определяют её по косвенным данным: т.к. автор Жития этого святого, преподобный Иосиф, умер в 886 г. (согласно наиболее распространённой точке зрения), то Иоанн Аскет скончался раньше этой даты. Однако учитывая, что он был игуменом монастырей мучеников Сергия и Вакха и мученика Диомида достаточно долгое время (при этом игуменом первого из монастырей он стал не раньше 867 г.), то исследователи склонный допустить, что Иоанн Аскет дожил до 880 гг. Д. Стьернон предположил, что канон, написанный преподобным Иосифом в честь некого «преподобного Иоанна аскета», посвящён Иоанну Аскету, хотя он и помещён под 15, а не под 26 марта. Это отождествление, в свою очередь, породило гипотезу, что Иоанн Аскет являлся одним лицом с преподобным Иоанном Руфинианским (память в Греческой церкви 16 марта; память в Византийской церкви 15, 17 марта), хотя совпадения есть только в датах памяти и именах святых: в Руфинианах существовала церковь (или монастырь) мучеников Сергия и Вакха, но Иоанн Аскет подвизался в одноимённом столичном монастыре. Кроме того, Ф. Алькен предположил, что память Иоанна, архиепископа Иерусалимского, упомянутого в некоторых списках византийских Синаксарей, также относится к Иоанну Аскету, т.к. монастырь мученика Диомида назывался «Новым Иерусалимом».

 
PR-CY.ru