ИОАНН

ИОАНН (VIII в.) – преподобный (память 19 мая, 26 июня, 15 декабря – в Соборе Крымских святых), епископ Готский. Дошедшие до нас сведения об Иоанне фрагментарны и не подлежат однозначной интерпретации. Единственный достоверный источник – Житие Иоанна Готского начала IX в., сохранившееся в трёх рукописях X, XI и XVI вв. Житие издавалось трижды: болландистами в 1809 г., затем А. Никитским и М.Ф. Озепи. Бытует мнение, что данный текст является сокращением первоначального Жития; это аргументируется отсутствием связи между эпизодами и неясностью некоторых из них (прежде всего, пассажа о конфликте с хазарами). Однако такую точку зрения исследователи считают не вполне обоснованной. Во-первых, Житие построено по чёткому плану: сначала следует хронологическое описание жизни Иоанна, затем – совершённых им чудес; во-вторых, автор текста знал о крымских событиях, видимо, по рассказам самого Иоанна. Фраза «чтобы мы избавились от вредоносного общения со сжигателями святых и нечистыми еретиками» указывает на то, что автор жил в эпоху так называемого второго иконоборчества (815–843 гг.), но был при этом иконопочитателем. Во второй половине XX в. Житие стало рассматриваться как источник недостоверный и тенденциозный. Признавая иконопочитательскую и даже апологетическую направленность данного текста, исследователи, однако, не привели ни одного убедительного доказательства исторической недостоверности упомянутых в нём реалий. Роль Иоанна в восстановлении иконопочитания или в конфликте с хазарами может быть предметом научных споров, но ничто не опровергает историчности поездки епископа в столицу в 784 г. или его участия в борьбе с хазарами. Исследования недавнего времени, проведённые М.Ф. Озепи в связи с новым критическим изданием памятника, напротив, продемонстрировали, что во многих вопросах, далёких от проблематики Крыма, Житие является уникальным историческим источником (например, по истории ссылки схолариев в 786 г., хотя эти данные невозможно проверить в силу их уникальности). На фоне этого априорно отвергать данные о Крыме и местной церкви как ненадёжные исследователи считают не корректным. Преподобный был родом «из эмпория под названием Партенит (Южный берег Крыма), а родителями его были Лев и Фотина. Отец этого Льва происходил из места под названием Воност, расположенного в Полемоновом Понте, и был знаменосцем в феме Армениак». Дед Иоанна, бывший военный, как полагают исследователи, переселился с южного берега Чёрного моря на северный из-за начавшихся гонений на иконопочитателей при императоре Льве III Исавре (717–741 гг.). Сведений о полученном Иоанном образовании и роде его занятий у исследователей нет. В правление императора Константина V Копронима (741–775 гг.) епископ Готии был приглашён на иконоборческий Иерийский собор (754 г.) и поставлен митрополитом Ираклии Фракийской, а на Готскую кафедру был возведён другой епископ (избранный без одобрения паствы).

 



 
PR-CY.ru