ИОАНН

ИОАНН (ум. около 825 г.) – митрополит Халкидонский, исповедник, святитель (память в Греческой церкви 18 июля; память в Византийской церкви 17, 18, 19, 28, 29 июля). Источниками сведений о жизни Иоанна являются сочинения Феодора Студита (письма и «Малое оглашение»), а также Житие Иоанникия Великого в обеих редакциях, созданных монахом Петром и монахом Саввой. Согласно Житию преподобного Иоанникия, Иоанн принадлежал к знатному роду Камулианов. О его жизни до возобновления иконоборчества при византийском императоре Льве V (813–820 гг.) исследователям ничего не известно. Предшественником Иоанна на Халкидонской кафедре был Косма, скончавшийся в 816 г. Первое письмо Феодора Студита, обращённое к Иоанну, датируется 816–818 гг. (по Александру Павловичу Доброклонскому, не раньше зимы 815/816 гг.). Из письма следует, что Иоанн подвергся преследованиям иконоборцев и был отправлен в ссылку. Преподобный Феодор Студит говорит о том, что уже давно желал вступить с Иоанном в переписку. Ответ Иоанна не сохранился, однако из следующего письма Феодора Студита исследователям становится ясно, что в нём Иоанн рассуждал об иконоборческой ереси. В одном из более поздних писем (датируется исследователями на основании косвенных данных 821–825 гг.), посвящённом учению об апокатастасисе, Феодор Студит также упоминает митрополита Халкидонского, не называя его по имени (по мнению исследователей, речь вновь идёт об Иоанне). Согласно Житию Иоанникия Великого, Иоанн участвовал в посольстве епископов и игуменов-иконопочитателей (в число которых вошли Феодор Студит, Иосиф, игумен Кафарский, и Никейский епископ Пётр) к Иоанникию Великому, который подвизался тогда на горе Трихаликс в горном массиве Олимпа Вифинского. По мнению Т. Прача, эта поездка имела целью выработку новой стратегии сопротивления иконоборцам, однако из-за противоречий между студитами и преподобным Иоанникием иконопочитателям не удалось договориться. Во время встречи, которая состоялась на подворье монастыря пророка Илии Агавр, Иоанн предсказал скорую кончину Иосифа Кафарского. Относительно времени встречи высказывались различные предположения: Т. Прач считал, что она произошла между ноябрём 823 г. и мартом 824 г., А.П. Доброклонский – в 821 г. Иоанн скончался, как полагают исследователи, в 825 г. от сыпного тифа. Это событие послужило поводом к написанию Феодором Студитом 22-го поучения «Малого оглашения» («О кончине святейшего митрополита Халкидонского Иоанна»). Память Иоанна отмечена в Синаксарях семейства «B» (по классификации Ипполита Делеэ) под 29 июля, в Синaксаре Константинопольской церкви (конец X в.) – под 19 июля, в палестино-грузинском календаре (X в.) – под 28 июля. В греческих стишных Синаксарях и в «Синаксаристе» Никодима Святогорца общее двустишие, посвящённое Иоанну и Константинопольскому патриарху Стефану II, помещено под 18 июля. Служба в честь Иоанна c каноном гимнографа Феофана встречается в некоторых византийских рукописных Минеях под 28 июля. В византийских календарях Иоанн, как правило, именуется преподобным. Сведения об Иоанне внесены в Великие Минеи Четьи под 18 июля дважды – из нестишного и стишного Прологов. В современном календаре РПЦ память Иоанна не отмечена.

 
PR-CY.ru