ИОАНН

ИОАНН (XIII в.?) – постник, преподобный, Киево-Печерский (память 7 декабря, во вторую Неделю Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сентября – в Соборе Киево-Печерских отцов, в Ближних пещерах почивающих). О времени и об обстоятельствах жизни Иоанна у исследователей сведений нет. Сообщение о мощах Иоанна, почивающих в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря, наряду с сообщениями о мощах других преподобных с таким же именем (например, преподобного Иоанна Многострадального), впервые встречается в сочинении «Тератургима» монаха Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.). Мощи Иоанна обозначены также на более поздних планах Ближних пещер. В настоящее время мощи Иоанна покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. В результате биохимического исследования останков святого, которое проводилось в 1980 гг., было установлено, что преподобный жил в XIII в., был ростом около 166 см, скончался в возрасте 25–30 лет. Имя Иоанна вошло в Собор преподобных отцов Ближних пещер при киево-печерском архимандрите Варлааме (Ясинском; 1684–1690 гг.; впоследствии Киевский митрополит), когда было установлено празднование Собору в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Тогда же была написана служба (имени Иоанна нет в каноне преподобным отцам Печерским, составленном около 1643 г. Мелетием Сиригом). Иоанн прославляется в седьмом тропаре пятой песни канона службы («Духом водим, сын Вышняго наречеся, Иоанн просвещся постом, словом бо питашеся Божиим паче, нежели пищею»), упоминается вместе с преподобным Захарией в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII–XIX вв.): «...Преподобные отцы Иоанн и Захария постники». По мнению исследователей, эта формулировка стала следствием соотнесения Иоанна и преподобного Захарии постника (мощи которого почивают в Дальних пещерах) с Киево-Печерскими преподобными Иоанном и Захарией, о которых рассказывается в пятом Слове Киево-Печерского патерика. Общецерковное почитание Иоанна установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в том числе Иоанна) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших. В иконописном подлиннике конца XVIII в. о внешнем облике Иоанна сказано: «Сед, брада Сергиева, на главе клобук черной, риза преподобническая, испод лазорь» (Библиотека Академии Наук; «правая страна»). Единоличное поясное изображение Иоанна помещено над его ракой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (1840 гг. с поновлениями начала XXI в., работа иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской лавры). Преподобный представлен вполоборота вправо, в схиме, на голове куколь, погружён в чтение книги, которую держит в правой руке, левой опирается на посох. Иоанн – старец с седой, слегка вьющейся и раздвоенной на конце бородой; на нимбе надпись: «С. Прп(д)бный Iwаннъ постникъ».

 



 
PR-CY.ru