ИОАНН

ИОАНН – преподобный Руфинианский (память в Греческой церкви 16 марта; память в Византийской церкви 15, 17 марта). Время и обстоятельства жизни исследователям неизвестны. Подвизался в одном из монастырей (исследователи полагают, что в монастыре св. Ипатия) в Руфинианах близ Халкидона. Память Иоанна содержится под 15 марта в большинстве византийских календарей: Петровом Синаксаре (Российская национальная библиотека, 1249 г., архетип XI в.), Синаксарях семейств «В», «D» и «R» по классификации Ипполита Делеэ, а также в «Синаксаристе» Никодима Святогорца. Посвящённое Иоанну двустишие («Чтет Иоанне твое отхождение, еже паче к Богу рещи») помещено под 17 марта в греческих стишных Синаксарях (например, 1301 г.), под 16 марта – в греческой печатной Минее (Венеция, 1596 г.). В отдельных рукописях Иоанн упоминается под 14 и 21 марта. При переводе южными славянами стишного греческого Синаксаря память Иоанна и двустишие ему попали в состав стишного Пролога под 16 марта (например, Исторический музей, 1370 г.), и оттуда были внесены в Великие Минеи Четьи. В современный календарь РПЦ имя Иоанна не включено. Неоднократно предпринимались попытки отождествить Иоанна с другими святыми, носящими то же имя. Так, существует гипотеза, что Иоанн является одним лицом с преподобным Иоанном Аскетом (IX в.; память в Грузинской церкви 26 марта), игуменом монастырей во имя мучеников Сергия и Вакха и мученика Диомида в Константинополе. Житие этого святого, составленное Иосифом Песнописцем, сохранилось только в грузинском переводе и было издано протоиереем Корнелием Самсоновичем Кекелидзе. Особый интерес преподобного Иосифа к этому подвижнику исследователи объясняют тем, что он несколько лет жил в константинопольском монастыре Сергия и Вакха. Также исследователи высказывали предположение, что составленный Иосифом Песнописцем канон в честь некоего «преподобного Иоанна аскета» посвящён тому же святому, хотя и помещён под 15 марта. Совпадение дня памяти этого Иоанна с днём памяти Иоанна Аскета и наличие в Руфинианах церкви (возможно, монастырской) во имя мучеников Сергия и Вакха позволили исследователям высказать предположение о тождестве этих преподобных, однако, как они сделали заключение из грузинского Жития преподобного Иоанна, церковь Сергия и Вакха находилась в столице, а не в Руфинианах. Издатель Франсуа Алькен считал Иоанна одним лицом с Иоанном, «архиепископом Иерусалимским», упоминаемым в некоторых списках византийских Синаксарей также под 26 марта. По мнению исследователя, этот святой был не Иерусалимским патриархом, а игуменом монастыря мученика Диомида в Константинополе, т.к. тот часто именовался в источниках Иерусалим или Новый Иерусалим. Однако единого мнения относительно идентификации этого Иоанна с другими одноимёнными святыми среди исследователей пока не существует.

 
PR-CY.ru