ИОАНН

ИОАНН (V в.) – епископ города Кабиллон (ныне Шалон-сюр-Сон, Франция), святой (память в Западной церкви 8 мая). Основным источником сведений об Иоанне является послание Сидония Аполинария к Домнулу (около 470 г.) о выборах епископа в Кабиллоне. После отречения и смерти молодого епископа Павла (postquam iunior episcopus Paulus discesserat decesseratque) для избрания нового епископа в Кабиллон прибыл Лугдунский (Лионский) епископ Патиент в сопровождении других епископов. Из-за борьбы партий в городе были выдвинуты три кандидата, однако никто из них, по мнению Аполлинария, не был достоин епископского сана: один был совершенно безнравственным человеком (destitutus morum), второго за взятки и обещание щедрого кормления поддерживали нахлебники (per fragores parasiticos culinarum suffragio), третий стремился разграбить церковное имущество. В этих условиях Патиент и Августодунский (Отёнский) епископ Евфроний после совещания с другими иерархами решили самостоятельно избрать достойного кандидата, а потом объявить об этом народу и совершить рукоположение. Епископы остановили выбор на архидиаконе Кабиллонской кафедры Иоанне, известном честностью, кротостью и человеколюбием. По свидетельству Аполлинария, Иоанн с детства служил в церкви чтецом, затем был возведён в сан архидиакона. Поскольку его ценили за добросовестное исполнение хозяйственных и административных функций, сопряжённых с должностью архидиакона, Иоанн не был рукоположён во пресвитера. Несмотря на возражения со стороны «интриганов и дурных людей» (stupentibus factiosis erubescentibus malis), Патиент рукоположил Иоанна во епископа, а Евфроний засвидетельствовал этот акт. Аполлинарий выражает восхищение твёрдостью Патиента и Евфрония, которые не уступили требованиям толпы и возвели на кафедру достойного человека, хотя и нарушили обычай избрания епископа народом. Между 470 и 475 гг. некий епископ Иоанн принял участие в Соборе, созванном в городе Арелат (ныне Арль) епископом Леонтием для разбора ложного учения пресвитера Луцидия о благодати. По мнению большинства исследователей, этого епископа можно отождествить с Иоанном. Другие сведения о епископском служении Иоанна у исследователей отсутствуют, дата кончины святого неизвестна. Преемником Иоанна на Кабиллонской кафедре был Сильвестр, первое точно датированное упоминание о котором содержится в постановлениях Собора в Эпаоне (517 г.). Также в Житии св. Кесария, епископа Арелатского (ум. в 542 г.), сообщается, что Кесарий родился в Кабиллоне (как полагают исследователи, около 470 г.) и в возрасте 18 лет был принят в церковный клир епископом Сильвестром. Таким образом, Иоанн, по мнению исследователей, скончался до 488 г. Иоанн почитался в числе св. епископов Кабиллона (Сильвестра, Агриколы, Флавия и др.), общая память которых отмечалась 30 апреля. В надписи XI в. из церкви бывшего монастыря св. Марцелла близ Шалона (ныне в селении Сен-Марсель), служившей в Средние века усыпальницей епископов, упоминается об освящении алтаря во имя св. Иоанна и других святых. По мнению ряда исследователей, алтарь был освящён в честь Иоанна, однако Ж.Л. Базен, отвергая это предположение, отметил, что почитание святого, скорее всего, сложилось позднее. В настоящее время память Иоанна под 8 мая отмечается в епископстве Отён, Шалон и Макон.

 
PR-CY.ru