ИОАНН

ИОАНН (вторая половина VI в. – первая половина VII в.) – епископ города Парал (копт. Пархалос; араб. Эль-Бурлус), святой Коптской церкви (память в Коптской церкви 19 хойака; 15 декабря). Иоанн был помощником и советником при Александрийском патриархе Дамиане (578–607 гг.), с правлением которого связан один из важнейших периодов истории Коптской церкви. Иоанн упоминается в «Истории Александрийских патриархов» Севира ибн аль-Мукаффы, епископа Ашмунейна (X в.), но главным источником сведений об Иоанне служат его сочинения, а также копто-арабский Синаксарь (XIII–XIV вв.) и его эфиопская версия. Традиционно жизнь Иоанна исследователи датируют приблизительно 540–620 гг. Однако в одной из рукописей сочинения «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (составлено в начале XIII в.), которая была положена в основу его египетского издания), говорится, что Иоанн получил договор от халифа Умара (ум. в 644 г.). Если эти сведения исторически достоверны, и Иоанн был свидетелем арабского завоевания Египта, то даты его рождения и смерти следует сместить приблизительно на 20 лет вперёд. Иоанн родился в Нижнем Египте в состоятельной священнической семье. Как и его родители, был известен благотворительностью. После их смерти он истратил оставленное ему наследство на постройку странноприимного дома, сам ухаживал за больными и прислуживал странникам. Монах, с которым Иоанн разговорился в богадельне, убедил его оставить мир. Иоанн отправился в монастырь св. Макария в Скиту, где принял постриг при игумене Данииле (ум. после 576 г.). Сначала Иоанн подвизался в монастыре, затем был отшельником. По одним сведениям, он стал епископом при патриархе Дамиане, по другим – при его предшественнике Петре. Иоанн провёл четыре месяца в Сирии, принимал активное участие в тринитарных спорах между патриархами-монофизитами Дамианом Александрийским и Петром Антиохийским. Кроме коптского и греческого языков Иоанн, как полагают исследователи, знал также сирийский. Исследователи не исключают, что он был одним из выразителей и идеологов коптской доктрины в переписке с Антиохийским престолом. Его действия вызвали недовольство в сирийской диаспоре, которая в то время была очень сильной в Нижнем Египте.

 



 
PR-CY.ru