ИОАНН

ИОАНН (около 585 – около 675 гг.) – игумен Скитский, святой Коптской церкви (память 30 хойака; 26 декабря). Житие Иоанна сохранилось в арабском переводе с коптского оригинала в нескольких рукописях, по одной из которых (из собрания монастыря св. Макария) было издано У. Дзанетти с французским переводом и комментарием. Житие представляет собой расширенный анонимным автором вариант письма коптского Александрийского патриарха Иоанна III (677–686 гг.), которое было составлено в форме похвального слова и отправлено братии монастыря св. Макария по случаю кончины Иоанна. Сведения об Иоанне содержатся также в Житии Самуила Каламунского, в Мученичестве 49 скитских отцов, в Житии Авраама и Георгия Скитских (не издано), в «Истории Александрийских патриархов» в копто-арабском Синаксаре. Исследователям известно, что Иоанн прожил 90 лет. Годы его рождения и смерти были установлены Х. Дж. Ивлином-Уайтом приблизительно, на основе косвенных данных. Однако если письмо Иоанна III было составлено непосредственно в связи с кончиной Иоанна, её следует датировать периодом между 677 и 686 гг., а рождение Иоанна – между 587 и 596 гг. Иоанн родился в Джепроменесине (араб. Шубра-Мансина) в окрестностях Арвата в Египте. Ещё в юности стал монахом, некоторое время подвизался в Келлиях, затем в Скиту, где принял священнический сан. В 631 г., когда в Скит прибыли византийские чиновники с требованием, чтобы монахи подписали Томос Льва I Великого, Иоанн, взяв священные церковные сосуды, ушёл во внутреннюю пустыню. Там он был схвачен берберами; некоторое время вместе с ним в плену находился Самуил Каламунский (св. Коптской церкви; память 8 хойака; 4 декабря). В «Истории Александрийских патриархов» говорится о троекратном пленении Иоанна, однако это, по мнению исследователей, является следствием смешения фактов из жизни Иоанна и другого скитского игумена – преподобного Даниила. Иоанн провёл в плену от 5 до 15 лет, после чего бежал и укрылся у монаха-халкидонита, который затем выкупил его из плена. Однако Иоанн, будучи монофизитом, не пожелал остаться с ним. По предположению П. ван Каувенберга, Иоанн получил свободу после завоевания Египта арабами (первая половина 640 гг.). Исследователи считают более вероятным, что Иоанн стал игуменом, уже вернувшись из плена. На время его игуменства приходится возрождение монастыря св. Макария, разрушенного в период господства персов в Египте (619–628 гг.). Иоанн возглавил торжественное перенесение мощей (память в Коптской церкви 5 амшира; 30 января) 49 скитских отцов-мучеников, которые были сожжены берберами в 444 г., во время третьего нападения на монастырь. В 645/647 или 655 г. Коптский патриарх Вениамин I освятил восстановленную церковь св. Макария. Подробный рассказ об этом был составлен патриаршим синкеллом Агафоном, впоследствии также Коптским патриархом (661–677 гг.). Отсутствие упоминаний Иоанна в этом тексте исследователям представляется странным, т.к. невозможно, чтобы игумен монастыря оставался в стороне от такого события. Патриаршество Вениамина I и арабское завоевание Египта стали началом нового этапа в истории Скита. Скитские монахи этого поколения оставляют пустыню и готовят себя для епископского служения и деятельного попечения о христианских общинах среди мусульманского окружения. Многие из них были учениками Иоанна и прославились на литературном поприще: Исаак, впоследствии Александрийский патриарх, Мина, епископ Тмуитский, Епимах, епископ Арватский, Захария, епископ Сахайский. Однако Иоанн и некоторые из его учеников сохранили верность отшельнической жизни, посвящённой исключительно молитве и созерцанию. Так, последние годы Иоанн провёл с подвижниками Авраамом и Георгием в уединённом месте неподалёку от монастыря св. Макария; они были названы «последними великими светильниками».

 
PR-CY.ru