ИОАНН

ИОАНН – епископ города Никополя (Старый Эпир; ныне развалины близ города Превеза, Греция; осень 516 г. – конец 519 г.), один из активных участников борьбы за преодоление акакианской схизмы Римской и Константинопольской церквей (484–519 гг.), корреспондент папы Римского Гормизда (514–523 гг.). Иоанн был возведён на кафедру Собором епископов провинции Старый Эпир в сентябре-октябре 516 г., после того как в Эпире стало известно о смерти в Константинополе предшественника Иоанна епископа Алкисона. Положение церкви в Иллирике в период акакианской схизмы было сложным: с одной стороны, на местный епископат оказывали давление папы Римские, бескомпромиссно отстаивавшие халкидонское православие, с другой – византийский императора Анастасий I (491–518 гг.) и патриархи Константинополя, которые настаивали на сохранении общения с признавшим «Энотикон» 482 г. епископатом Востока. Митрополит Дорофей Фессалоникийский, формально первенствовавший в церкви Иллирика, в отличие от значительной части епископата в диоцезе поддерживал Константинополь. В 515 г. состоялся Собор сорока епископов в Иллирике, которые в одностороннем порядке разорвали общение с Константинопольским патриархом Тимофеем, объявили о восстановлении общения с Римом и отправили делегацию к папе Гормизду. Вскоре многие участники Собора, в том числе епископ Алкисон Никопольский, были вызваны в Константинополь для разбирательства. Иоанн, ставший епископом после Алкисона, продолжил политику укрепления связей с Римом и противостояния восточной промонофизитской партии. Сохранились два послания Эпирского собора к папе Гормизду, извещавшие об избрании Иоанна. Первое было отправлено собранием восьми епископов Эпира, включая Иоанна. Во втором послании Иоанн обратился к папе от своего имени и заверил понтифика в приверженности учению папы Льва I и Халкидонского собора. Иоанн анафематствовал лидеров монофизитства и тех, кто пошли на соглашение с ними: Диоскора Александрийского, Тимофея Элура, Петра Монга, Петра Гнафевса и Акакия Константинопольского. 15 ноября 516 г. папа Гормизд отправил ответное послание Иоанну, в котором выразил поддержку твёрдости взглядов Иоанна и эпирского епископата. В послании от 19 ноября Гормизд заявил, что у него нет подозрений относительно приверженности православию Иоанна, однако в послании подчинённых ему епископов «не все относящееся к церковным установлениям прослеживается явно выраженным». Поэтому он посылает в Эпир особое исповедание веры, под которым должны подписаться все подчинённые Иоанну епископы, чтобы полностью подтвердить своё единомыслие с Римом. В тот же день папа написал ответ участникам Эпирского собора, поддержал их возвращение на путь истинной веры, но потребовал от них дополнительно заявить об осуждении лидеров монофизитства поимённо (как это сделал Иоанн). Папа отправил им также исповедание веры, которое следовало подписать. В Эпир с письмами к Иоанну и другим епископам был направлен диакон Пуллион, который успешно справился с миссией. 15 февраля 517 г. в послании к архиепископу Авиту Вьеннскому папа сообщал об успехах в Эпире следующее: «Митрополит Эпира, то есть епископ Никополя, со своим собором отделившись от нечестивцев... вернулся к апостольскому общению». Однако положение Иоанна в Иллирике было непрочным. В не сохранившихся посланиях к папе (зима-весна 517 г.) он жаловался на давление со стороны византийских властей, особенно митрополита Дорофея Фессалоникийского; Иоанн просил папу заступиться за него перед императором Анастасием.

 



 
PR-CY.ru