ИОАНН

ИОАНН (ум. между 1402 и 1422 гг.) – митрополит Пелагонийско-Прилепской митрополии, зограф. Потомок знатного сербского рода. Дед Иоанна, монах Герман, во времена правления сербского короля Стефана IV Душана (1345–1355 гг.) был основателем монастыря Зрзе в честь Преображения Господня близ Прилепа (Македония). В этом монастыре находится могила отца Иоанна, Хайко (монаха Харитона). Там же подвизались принявшие постриг после смерти главы семейства Иоанна (до пострига носил имя Прибил или Приезд), его мать и брат (впоследствии иеромонах Макарий). До 1388 г. Иоанн был поставлен митрополитом одной из епархий Пелагонийско-Прилепской митрополии. После смерти сербского короля Марко Мрнявчевича (1395 г.; см. ст. Мрнявчевичи) и захвата турками Прилепа Иоанн и его брат покинули монастырь Зрзе. Стилистика произведений Иоанна позволяет исследователям сделать предположение о его обучении в Константинополе или в Фессалонике. Иоанн работал вместе с братом, имел учеников, из которых исследователям наиболее известен Алексий (расписал пещерную церковь Пресвятой Богородицы близ села Туминец (ныне Каламас, Албания) на озере Преспа). В 1389 г. Иоанн с помощником монахом Григорием создали фрески в монастырской церкви апостола Андрея на Треске, о чём говорится в памятной надписи над нишей: «Помяни, Господи, рабов Твоих многогрешного митрополита Йована и монаха Григория, расписавших этот храм». В 1390 г. Иоанн с помощниками (возможно, и с братом) выполнили роспись (второй слой) в церкви великомученика Димитрия в Прилепе: в алтаре сохранились композиция «Вознесение» и фрагменты сцены «Служба святых отцов», в куполе – «Господь Вседержитель», фигуры ангелов, пророков и евангелистов, в западном приделе – «Успение Пресвятой Богородицы». Для монастыря Зрзе Иоанн написал местную икону «Иисус Христос Жизнодавец», которая находилась в иконостасе собора (1393–1394 гг., Музей Македонии, Скопье); другую местную икону – «Богоматерь Пелагонитисса» (1422 г., Музей Македонии, Скопье) и деисусный чин (1421–1422 гг.) написал иеромонах Макарий. К монументальным работам Иоанна исследователи относят «Преображение Господне» и образ Богородицы с Младенцем и ангелами в люнете в Зрзе, а также роспись пещерной часовни св. Марины на озере Преспа. По мнению исследователей, работы Иоанна отмечены чертами константинопольского искусства позднего XIV в. Их характеризуют тёплые насыщенные цвета, гармоничные спокойные композиции, простые силуэты, размеренные движения фигур, детализированный рисунок и моделировка ликов контрастными светами по тёмной карнации.

 
PR-CY.ru