ИЯСУ I, Иясу Великий

ИЯСУ I, Иясу Великий (1658/1659 – 1706 гг.) – царь Эфиопии (19 июля 1682 г. – 16 марта 1706 г.), причислен Эфиопской церковью к мученикам (память в Эфиопской церкви 5 тэкэмта; 2 октября). Иясу I считается наиболее выдающимся представителем Гондарской династии и одним из самых значительных правителей среди Соломонидов (1270–1974 гг.). Родился от царя Иоанна I и царицы Сабла Вангель, был наречён Иясу в честь Иисуса Навина; при вступлении на престол принял тронное имя Адьям Сагад (букв. – «края поклонились»). Иясу I стал наследником престола в 1676 г., после кончины старшего сына Иоанна I Юста, и был вовлечён в церковно-политический конфликт между сторонниками доктрин «соединения» и «помазания». Группа придворных, сочувствовавшая «помазанникам», настроила Иясу I против отца, и в начале 1681 г. он, бежав из Гондара, укрылся у вождя одного из племён галласов (оромо). Однако вскоре Иясу I примирился с отцом, вернулся в столицу и был назначен наместником области Сымен. После церковного Собора в Аринго (октябрь 1681 г.), на котором восторжествовали приверженцы «соединения», Иясу I снова бежал, но был схвачен и посажен под домашний арест. В день неожиданной кончины Иоанна I (19 июля 1682 г.) Иясу I был провозглашён царём. В 1683 г. он обвенчался с Валатта Сион, представительницей влиятельного рода из северной области Тигре, и тем самым привлёк на свою сторону знать этого региона. Однако все сыновья Иясу I, четверо из которых стали царями, были рождены наложницами. Взойдя на трон, Иясу I не чувствовал себя обязанным сторонникам «помазания», а твёрдых богословских убеждений в этом вопросе у него, как полагают исследователи, не было. Поэтому «годжамских изгнанников» (приверженцев доктрины «помазания» из области Годжам, изгнанных из монастырей по решению Собора в Аринго; 1681 г.) он не вернул из ссылки, а подготовку очередного Собора доверил сторонникам «соединения», среди которых выделялась конгрегация монастыря Дэбрэ-Либинос, издавна служившая опорой Соломинидам. Из-за противодействия «помазанников» намеченный на октябрь 1684 г. Собор не состоялся. Так, они сообщили митрополиту Синоде (Шенуте) о посольстве царя к коптскому патриарху с просьбой прислать другого митрополита (Марк IV прибыл в Эфиопию в 1689 г.), и Иясу I пришлось объяснять Синоде, что он не собирался его смещать, а хотел не допустить того, чтобы в этих сложных условиях кафедра митрополита осталась вакантной. Собор был созван в Гондаре лишь 9 январе 1686 г., на нём была принята доктрина «соединения». В ответ на это «помазанники» поддержали в Годжаме мятеж самозванца Исаака, который удалось подавить только в начале 1689 г. Очередной Собор, проходивший в Йебабе в два этапа (с 19 мая и с 14 июня 1688 г.), закончился отлучением сторонников «помазания» и арестом их лидеров. В 1697 г. известный богослов Вальда Тенсаэ из евстафиан, которые склонялись к поддержке доктрины «помазания», предложил примирить спорящих посредством формулы «cоединение через помазание», однако она не была принята приверженцами «соединения».

 



 
PR-CY.ru