ИШО БАР НОН

ИШО БАР НОН, Ишо бар Нун, сир. Иисус Навин (около 743 г. – 827 г.) – католикос-патриарх Церкви Востока (с 823 г.). Учился у Авраама бар Дашандада в Башушской школе в Сафсафе вместе с будущим католикосом-патриархом Тимофеем I. После кратковременного преподавания в несторианской школе в Мадаине (древняя Селевкия) принял постриг в монастыре Мар-Авраам на горе Изла. Хиротонисан во диакона Тимофеем, который стал епископом Бет-Багаша, и служил в его епархии; затем вступил с ним в богословский спор о возможности лицезрения Бога тварью и написал ряд сочинений, в которых опровергал его точку зрения. Взойдя на патриарший престол (780 г.), Тимофей I созвал Собор и добился поддержки своих взглядов. Ишо бар Нон из-за конфликта с братией монастыря Мар-Авраам перебрался в Багдад, где обучал сына покровительствовавшего ему придворного врача Джирджиса Масавайха. Затем возвратился на родину и провёл около 30 лет в монастыре Мар-Элия на берегу реки Тигр близ Мосула. Исследователи полагают, что Ишо бар Нон тождественен упоминаемому в письмах патриарха Тимофея одноимённому епископу, который занимал кафедру Рам-Ардашира в Хузистане, и чья кандидатура выдвигалась католикосом на кафедру Нисибина, но не была поддержана местной общиной. После смерти Тимофея I (823 г.) и консультаций местоблюстителя Захарии, епископа Кашкарского, с христианами, занимавшими важные придворные должности, Ишо бар Нон был избран католикосом-патриархом. Интронизация состоялась в багдадском монастыре Келиль-Ишо 6 июля 823 г. Ишо бар Нон попытался вычеркнуть из диптихов имя своего предшественника, но большая часть клира, в основном, рукоположённая Тимофеем I, и старосты-миряне решительно этому воспротивились. На смертном одре Ишо бар Нон раскаялся в пристрастном отношении к Тимофею I и распорядился уничтожить списки своих сочинений, направленных против него. Ишо бар Нон был погребён в монастыре Келиль-Ишо. Он составил и соборно утвердил свод из 133 церковных правил, в котором прослеживается преемственность по отношению к каноническому собранию патриарха Тимофея I, особенно в сфере семейного права и права наследования. Новшеством в правилах Ишо бар Нона исследователи считают разъяснение вопросов, касающихся урегулирования долгов и обязательств покойного и возможности получения наследства клириками и мирянами, а также положение о любовной ворожбе и прочих видах чёрной магии. Сравнительной мягкостью отличаются установления о рабах, об участи неплатёжеспособного должника и о воровстве из-за крайней бедности. Свод Ишо бар Нона, как и своды, утверждённые при его предшественниках Хенанишо II и Тимофее I, почти не испытал влияния арабо-мусульманской правовой системы. Ишо бар Нону принадлежат вопросоответы на текст Священного Писания (в двух томах, сохранились частично в рукописи), утешительные Слова (значительная часть сохранилась в яковитской переработке), письма с ответами на вопросы периодевта Исхака из Бет-Катрайе и диакона Макария, связанные, главным образом, с литургической практикой, комментарий на сочинения Григория Богослова (не сохранились) и др. Гомилии Ишо бар Нона были объединены с проповедями двух позднейших авторов в сборник, охватывавший полный церковный год и долгое время служивший обязательным предметом изучения для священников. Епископ Григорий бар Эвройо передаёт рассказ о христологическом диспуте между Ишо бар Ноном и монофизитским священником Папой. Память Ишо бар Нона (вместе с другими почитаемыми католикосами) совершается в Церкви Востока во вторую пятницу (в Малабарской церкви – в третьее воскресенье) после Благовещения.

 
PR-CY.ru