ИУСТ

ИУСТ (IV в.) – епископ города Лугдун (ныне Лион, Франция), святой (память в Западной церкви 2 сентября). Сведения об Иусте в источниках немногочисленны и связаны, в основном, с участием святого в церковных Соборах. Иуст был возведён на Лугдунскую кафедру после 343 г., когда на Сардикийском соборе присутствовал его предшественник, епископ Вериссим. В 374 г. Иуст принял участие в работе Собора в Валенции (ныне Валанс). В 381 г. присутствовал на Соборе в Аквилее, созванном святителями Амвросием Медиоланским и Валерианом Аквилейским для осуждения арианских епископов из Иллирика. На заседаниях Собора присутствовали 32 прелата, в том числе пять епископов из Галлии. Со стороны ариан выступали Палладий, епископ Ратиарии (близ современного села Арчара, Болгария), и Секундин, епископ Сингидуна (ныне Белград). В актах Собора зафиксированы несколько реплик Иуста, который осудил ариан, не признававших Бога Сына совечным Отцу, а также высказался за низложение епископа Палладия. Вместе с Массилийским (Марсельским) епископом Прокулом и Аравсионским (Оранжским) епископом Констанцием Иуст назван «представителем галлов» («legatus Gallorum»). Исследователям известны две редакции Жития Иуста, краткая и пространная, датировка которых остаётся предметом дискуссии. По мнению Л.С. Тиймона, изучившего пространную редакцию, составителем Жития Иуста был Констанций Лугдунский, написавший также Житие св. Германа Автиссиодурского (Осерского). Болландист Ж. Стилтинг отверг гипотезу Л.С. Тиймона и предположил, что краткая редакция была составлена на рубеже IV и V вв., пространная версия создана значительно позже. Это мнение поддержали Луи Мари Оливье Дюшен и А. Ковиль. Б. де Врежиль отметил, что Житие Иуста, скорее всего, восходит к середине V в., но впоследствии неоднократно перерабатывалось. Б. Божар предложила датировать составление краткой редакции серединой V в., указав на наличие в ней представлений о значимости аскетического подвига и на параллели с сочинениями Иоанна Кассиана Римлянина. С её точки зрения, Житие было составлено под влиянием галльского монашеского движения V в., среди участников которого был св. Евхерий, епископ Лугдунский (вторая четверть V в.). Согласно Ж. Марилье, краткая редакция Жития Иуста является позднейшей переработкой, выполненной для богослужебных целей, тогда как пространная версия была составлена примерно в середине IX в. Её автор опирался на достоверные источники, хотя и не всегда мог верно их интерпретировать. Мнение большинства исследователей о составлении Жития Иуста в конце IV в. или в V в. основано на утверждении агиографа, что он слушал рассказы 90-летнего пресвитера, который некогда удалился с Иустом в египетскую пустыню. Эти сведения, а также упоминание о св. старцах Макарии и Пафнутии, с которыми Иуст подвизался в пустыне, содержатся только в краткой редакции. Однако в пространной редакции приведены другие подробности (об участии Иуста в церковном Соборе в Италии и др.). В остальном обе редакции практически идентичны по содержанию, в них включены пространные риторические отступления, молитвенные воззвания к святому, похвалы и авторские комментарии (так, агиограф рассуждает о значении имён Иуст (праведный) и Виатор (путник); в пространной редакции подвиг мученичества за Христа сопоставляется с бескровным мученичеством, аскезой).

 



 
PR-CY.ru