ИУЛИАНИЯ

ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540 гг.) – Киево-Печерская, княжна Гольшанская (Ольшанская), праведная (память 6 июля, в третью Неделю после Пятидесятницы – в Соборе Белорусских святых, 10 октября – в Соборе Волынских святых, во вторую Неделю Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сентября – в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих). Об Иулиании ничего не было известно до обретения гробницы с её нетленными мощами возле придела апостола Иоанна Богослова Успенского собора в Киево-Печерском монастыре, что, согласно «Тератургиме» иеромонаха Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.), произошло между 1599 и 1617 гг., при печерском архимандрите Елисее (Плетенецком). Тело Иулиании было в богатых одеждах, с украшениями и с венцом на голове. На гробе лежал камень с гербом князей Гольшанских; на гербе изображён китоврас (кентавр), на серебряной пластине на камне имелась надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девою в лето от рождения своего шестнадцатое». Иулиания принадлежала к одному из самых знатных родов Великого княжества Литовского – князьям Гольшанским, родственникам Гедиминовичей (род прекратился после 1556 г.). Семья именовалась по вотчине в Гольшанах (ныне в Гродненской области Белоруссии). С начала XV в. волынская ветвь Гольшанских называлась Дубровицкими (Домбровскими) от города Дубровица (ныне в Ровненской области Украины). Придел во имя св. Иоанна Богослова, близ которого была погребена Иулиания, был построен около 1470 г., т.е. святая не могла скончаться раньше этого времени. Как полагают исследователи, Иулиания жила между 1500 и 1540 гг., её отцом был князь Юрий (Георгий) Иванович Гольшанский-Дубровицкий, известный в первой половине XVI в. благотворитель Киево-Печерского монастыря, чьё имя было вписано в древний Печерский помянник. У князя Юрия Ивановича было две жены – Иулиания, дочь Ивана Ярославича, и Мария, дочь Андрея Сангушко. Исследователи полагают, что одна из них была матерью Иулиании. О благочестии семьи, в которой выросла Иулиания, свидетельствует завещание князя Юрия Ивановича, по которому шесть монастырей и 16 соборных храмов Киева, Вильно, Луцка, Владимира получали вклады, в завещании также содержалось предписание сыновьям построить церковь (Российский государственный архив древних актов). По заказу представительницы рода Гольшанских (как полагают исследователи, родной сестры Иулиании – княгини Анастасии Юрьевны в замужестве Заславской) было создано Пересопницкое Евангелие (1561 г.). Вскоре после обретения св. мощи Иулиании были открыто поставлены в юго-западном приделе Успенского собора (к этому событию отнесён день памяти святой – 6 июля). Среди паломников в Киево-Печерском монастыре распространялась стихотворная эпитафия Иулиании, написанная, по мнению исследователей, Афанасием (Кальнофойским). Святая в эпитафии названа «сильной на небе заступницей», её мощи врачуют «от мятежных болезней». Автор рассказывает о двух чудесах, которые произошли после обретения мощей Иулиании: выходя из собора, внезапно умер еретик-социнианин (см. Социниане), укравший перстень с руки святой; Иулиания явилась в видении Киевскому митрополиту Петру (Могиле), после чего митрополит повелел устроить для мощей святой новую раку с пространной надписью и лучшее одеяние.

 



 
PR-CY.ru