«ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК»

«ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК», «Волоколамский патерик» – сборник рассказов о святых и нравоучительных повестей, созданный в первой половине XVI в., предположительно в 1540 гг., в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. В восточнославянской книжности «Иосифо-Волоколамский патерик» является вторым опытом создания такого рода свода после «Киево-Печерского патерика». Автор «Иосифо-Волоколамского патерика» – Досифей (Топорков), инок Волоколамского монастыря, племянник и ученик Иосифа Волоцкого, один из наиболее известных книжников первой половины XVI в., составитель первоначальной редакции «Русского Хронографа», «Надгробного слова» преподобному Иосифу и одной из редакций перевода Синайского патерика, изограф. Работа Досифея над Хронографом и Синайским патериком оказала влияние на «Иосифо-Волоколамский патерик», который создан по образцу более ранних патериков (предисловие имеет текстуальные совпадения с послесловием к Синайскому патерику), включает некоторые сведения, вошедшие в Хронограф; труд Досифея организован по хронологическому принципу, в целом характерному для русских патериков, типично для них и включение в состав преимущественно повествовательных сюжетов. Принятое название памятника не является авторским. Первоначальная редакция «Иосифо-Волоколамского патерика» содержалась в авторском списке, который до 1941 г. хранился сначала в Иосифовом Волоцком монастыре, затем в музее, созданном в зданиях упразднённой обители, позднее был утрачен. Наиболее полно повести, составляющие «Иосифо-Волоколамский патерик», представлены в рукописи Исторического музея (1560 гг.), фрагментарно – в рукописи Российской государственной библиотеки (середина XVI в.). Входящие в «Иосифо-Волоколамский патерик» «Повести отца Пафнутия» (записи рассказов Пафнутия Боровского) известны также в рукописи Российской государственной библиотеки. Указанные три кодекса были переписаны волоколамским иноком Вассианом Кошкой (это обстоятельство стало причиной того, что авторство «Иосифо-Волоколамского патерика» иногда приписывается Вассиану). «Иосифо-Волоколамский патерик» не получил распространения в древнерусской книжности в отличие от близкой к нему по стилю Повести о видении инока Павлова Обнорского монастыря Антония Галичанина («О преставлении старца Антония Галичанина»), как полагают исследователи, также составленной иноком Досифеем (Топорковым). Как известно исследователям из описания авторского списка «Иосифо-Волоколамского патерика», не сохранившаяся авторская редакция включала следующие тексты: предисловие об основании Волока Ламского (ныне Волоколамск), «Слово о житии Пафнутия Боровского», «Повести отца Пафнутия», написанное Досифеем (Топорковым) «Надгробное слово преподобному Иосифу Волоцкому», рассказ преподобного Иосифа о Макарии Калязинском, собранные Досифеем разные повести. По мнению Лидии Альфонсовны Ольшевской, в авторской редакции центральной была фигура Пафнутия Боровского. В сохранившемся патерике в сборнике Исторического музея акцент сделан на личности Иосифа Волоцкого.

 



 
PR-CY.ru