ИОСИФ, Ксенофонт

ИОСИФ, Ксенофонт (ум. в 1299 г.) – священномученик (память 4 марта, в третью Неделю после Пятидесятницы – в Соборе Псковских святых), псковский иерей. Иосиф был убит рыцарями католического Ливонского ордена при нападении на Псков и его окрестности в начале марта 1299 г., когда погибли настоятель (см. Василий Мирожской, преподобномученик) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря, игумен (см. Иоасаф, преподобномученик, Снетогорский) и иноки псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Сообщение об этом событии с упоминанием Иосифа содержится в «Сказании о благовернем князи Домонте и о храбрости его» (вторая четверть XIV в.) в Строевском списке Псковской третьей летописи (около 1560 г.): «Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» («Полное собрание русских летописей», том 5). 5 марта немцы были разбиты дружиной св. князя Довмонта, после чего псковичи обрели тела убиенных. «Иосиф поп» указан среди погибших при нападении немцев и в Архивском первом списке Псковской первой летописи (конец XVI в.), содержащем ту же редакцию «Сказания о благовернем князи Домонте...», что и Строевский список Псковской третьей летописи. В списке Пролога первой трети XIV в., по мнению исследователей, псковского писца Явилы, псковский священник, погибший вместе с Василием Мирожским, назван Ксенофонтом: «Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» (Российский государственный архив древних актов; память указана под 5 марта). Видеть в Ксенофонте лицо, отличное от летописного Иосифа, у исследователей оснований нет. Исследователи полагают, что в раннем Прологе (Российский государственный архив древних актов) информация об имени убиенного псковского иерея является более точной, чем в редакциях «Сказания о благовернем князи Домонте...» в составе псковских летописей второй половины XVI в. Имя Иосифа, как и имена преподобномучеников Иоасафа и Василия, отсутствует в перечне Псковских святых в «Описании о российских святых», известном исследователям в рукописях XVIII–XIX вв. Канонизация Иосифа совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Иосиф упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю.Г. Малковым. Краевед Леонид Алексеевич Творогов полагал, что Иосиф служил в Спасо-Мирожском монастыре, был автором поучения «Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моеи», составленного не позднее начала XIV в. На основании одной фразы из поучения исследователь делал вывод о том, что Иосиф был знаком с ранней рукописью, содержавшей «Слово о полку Игореве». Данная точка зрения представляется исследователям неверной (имя Иосиф в отношении к убиенному псковскому священнику появляется в текстах второй половины XVI в., в более ранней рукописи Пролога он назван Ксенофонтом).

 
PR-CY.ru