ИУСТ

ИУСТ (ум. после 546 г.) – епископ города Ургелл (ныне Ла-Сеу-д'Уржель, Каталония, Испания), церковный писатель, святой (память в Западной церкви 29 мая). Немногочисленные сведения об Иусте содержатся в его сочинениях и в посвящённой ему главе сочинения «О знаменитых мужах» Исидора Севильского. Иуст, первый известный епископ города Ургелл, вступил на кафедру между 517 и 531 гг. В 527 или 531 г. он присутствовал на втором Соборе в Толете (ныне Толедо; см. Толедские Соборы). Исследователи полагают, что его подпись значится также под актами Собора в Илерде (ныне Льейда) (546 г.) и Собора в Валенции (ныне Валенсия; 546 или 549 г.). По сведениям Исидора Севильского, три брата Иуста также были епископами: Юстиниан – в Валенции, Небридий – в Эгаре (ныне Терраса) и Элпидий – в Оске (ныне Уэска). О следующем епископе города Ургелл, Симплиции, исследователям известно, что он занимал кафедру в 589 г. (подпись под актами третьего Собора в Толете). Сочинение Иуста «Таинственное толкование на Песнь Песней» («In Cantica Canticorum expositio mystica») представляет собой классический образец толкования на эту библейскую книгу. За краткость и ясность смысла «Таинственное толкование…» удостоилось похвалы Исидора Севильского, но содержание трактата не отличается оригинальностью. Труд Иуста восходит к александрийской экзегетической традиции, прежде всего, к наследию Оригена, откуда автор заимствовал представление о превосходстве аллегории, духовного и таинственного смысла над буквальным значением текста. Иуст был знаком с комментариями на «Книгу Песни Песней» Соломона, составленными епископом города Иллиберис (Эльвира) Григорием (IV в.) и Аппонием, италийским автором начала V в. Иуст использовал латинский текст Священного Писания в переводе Иеронима Стридонского (Вульгата). «Таинственное толкование…» открывается тремя прологами, два из которых являются посланиями к Сергию, епископу Тарраконы (ныне Таррагона), и к диакону Иусту, в третьем прологе автор обращается к читателю с просьбой о благосклонном отношении и выражает надежду на то, что Святой Дух просветит его для более глубокого понимания священного текста. В послании к епископу Сергию Тарраконскому (епископство Ургелл входило в состав церковной провинции Тарракона) Иуст благодарит его за материальную поддержку и за духовные наставления, оказавшиеся полезными при написании книги. Упомянутого во втором прологе диакона Иуста Иуст называет инициатором написания своего труда. Гомилия Иуста на день памяти священномученика Викентия («Sermo de sancto Vincentio») открывается обращением к народу с призывом чтить святых и их мощи. Иуст указывает на то, что церковь всегда хранит память о торжестве св. мучеников и для этой цели выделены особые дни. Автор напоминает, что тело священномученика Викентия осталось неповреждённым (не сгорело в огне и не утонуло в море) ради того, чтобы христиане могли почитать мощи святого. По предположению Антонио Линахе Конде, проповедь была составлена не Иустом, а его братом Юстинианом, который был известен как выдающийся проповедник. Кроме того, город Валенция, где Юстиниан занимал епископскую кафедру, был центром почитания священномученика Викентия, здесь находилась его гробница. В кафедральном соборе в городе Ла-Сеу-д'Уржель, освящённом в 1040 г., был алтарь во имя Иуста (упоминается в 1045 г.). В новом здании собора, строительство которого велось в XII в., алтарь во имя Иуста находился в южном трансепте (в настоящее время не существует). На основании сведений о местном почитании Иуста, приведённых Антонио де Вильегасом (1583 г.), кардинал Цезарь Бароний внёс память Иуста (28 мая) в Римский Мартиролог. В настоящее время поминовение Иуста совершается в епископстве Уржель 29 мая.

 
PR-CY.ru