ИСХОДА ОБЩЕСТВО

ИСХОДА ОБЩЕСТВО – протестантское движение, возникшее в Германии в начале ХIХ в. и получившее широкое распространение в России. Название дано в память о библейском историческом событии – исходе еврейского народа после сорокалетнего странствования в пустыне Египта под предводительством Моисея (Пятикнижие, книга «Исход»). Для обоснования необходимости Исхода члены общества ссылались также на библейские повествования о чудесном спасении Ноя в ковчеге, об исходе Авраама со своей родины, о бегстве Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом в Египет, об уходе первой христианской общины из Иерусалима при завоевании города римским императором Титом Флавием и проч. Основы вероучения Общества Исхода строились на взглядах основателя теизма немецкого лютеранского богослова Филиппа Якоба Шпенера, который считал истинное благочестие средством оживления и углубления веры и ставил чувства верующего выше религиозных догматов. Первая община Общества Исхода возникла в период распространения в обществе эсхатологических и хилиастических учений. Немецкий богослов-библеист Иоганн Альбрехт Бенгель предсказывал наступление тысячелетнего Царства Христова в 1836 г. Немецкий мистический писатель Иоганн Генрих Юнг-Штиллинг при сопоставлении современных ему событий с библейскими пророчествами развивал представление о пришествии Христа для Страшного Суда за пределами Европы. Вслед за ними писательница-мистик Варвара Юлия фон Крюденер назвала место Второго пришествия Иисуса Христа в 1836 г. – гору Арарат. Поверив пророчеству, представители общин сепаратистов Вюртемберга, Швейцарии и Баварии обратились к российскому императору Александру I, путешествовавшему через немецкие земли, с просьбой разрешить им поселиться на Кавказе. В 1817–1818 гг. около 1 тыс. человек последователей Общества Исхода при посредничестве пиетистских кругов в Москве и Санкт-Петербурге приняли решение о переселении в Закавказье, где образовали восемь колоний: Мариенфельд, Ней-Тифлис, Екатериненфельд, Елизаветталь, Александерсдорф, Петерсдорф, Анненфельд, Еленендорф. Значительное влияние на процесс переселения оказали экономические причины: неурожай и голод 1816–1817 гг. на немецких землях. Материальные расходы по переселению и водворению на новом месте члены братства несли сообща. На родине ведущие члены Общества Исхода за свои религиозные взгляды подвергались преследованиям и наказаниям, вплоть до тюремного заключения и конфискации имущества. Основание колоний в Закавказье было для братьев промежуточным этапом на пути к «земле обетованной». Духовное служение нёс избранный общиной старейшина. После 1836 г., когда предполагаемое пришествие Христа не произошло, разочаровавшиеся члены Общества Исхода, не имевшие собственной церковной организации, приняли решение о присоединении к Евангелическо-лютеранской церкви Российской империи (см. ст. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии), в составе которой они образовали Сепаратистскую церковь Закавказья во главе с оберпастором.

 



 
PR-CY.ru