ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ ШКОЛА

ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ ШКОЛА – широкое либерально-критическое направление в библейской, преимущественно новозаветной, экзегетике, которое рассматривает как библейскую историю, так и библейские писания в контексте общей истории религий. Движение распространилось среди немецких протестантских богословов в конце XIX – начале XX вв. Становление Школы истории религий во многом связано с развитием научного подхода к археологическим открытиям на Ближнем Востоке. Исследовались параллели между библейскими текстами и текстами священных книг других религий Древнего Востока и эллинистического мира, которые рассматривались как прямые или косвенные источники многих библейских текстов. В истории школы исследователи выделяют пять условных периодов её существования. 1884–1888 гг. – время зарождения школы в группе богословов Гёттингенского университета, где сформировался так называемый кружок Эйхгорна (нем. Eichhorn-Kreis). Первоначальным ядром группы были А. Эйхгорн, Вильям Вреде, а также впоследствии отошедшие от школы В. Борнеманн и К. Мирбт. В группу входили Герман Гункель, Г. Хакманн, Альфред Ральфс и Иоганн Вейс. Первые представители школы испытали влияние либерального богословия Альбрехта Ричля. Взгляд на религию как на сферу духовной деятельности, подверженную эволюции, был заимствован у библеиста и востоковеда Пауля Антона де Лагарда. Большое влияние на становление идей школы оказали исследования иудейской культуры и религии Юлия Велльгаузена, Эмиля Шюрера, а также Адольфа фон Гарнака, который понимал христианское догматическое учение как результат эллинизации раннего христианства. Эти исследования создавали условия для понимания начал христианской религии как ступени некой исторической эволюции. Поэтому важным представлялось изучение того исторического контекста, в котором возникло христианство. Библия и христианство, по убеждению этих исследователей, должны познаваться в тесной связи с общим культурно-историческим и духовно-историческим процессом. Независимость от каких бы то ни было догматических ограничений при исследовании новозаветных и раннехристианских текстов стала причиной обвинения нового направления в радикализме. Следующий этап (1889–1895 гг.) – время образования учёного содружества, названного «малым Гёттингенским факультетом», объединившим прежних участников «кружка Эйхгорна» (Г. Хакманна, А. Ральфса, И. Вейса и В. Вреде), а также новых членов – Вильгельма Буссе и Эрнста Трёльча. Эти учёные последовательно придерживались идей радикальной библейской критики. Одним из основных тезисов «малого Гёттингенского факультета» был тезис о том, что раннее христианство в целом и Евангелия в частности возникли на почве межзаветного иудейства и могут быть адекватно поняты только в связи с этой культурно-религиозной средой. Методом исследования стал поиск сходства христианства с иудейской или языческой религией. Где сходство наблюдается, там предполагается и зависимость.

 



 
PR-CY.ru