ИОАНН ЭГСКИЙ, Диакриномен

ИОАНН ЭГСКИЙ, Диакриномен (конец V – начало VI вв.) – византийский церковный деятель, несторианин, историк, богослов. Сведения об Иоанне Эгском исчерпываются лишь несколькими упоминаниями о нём в разнородных источниках, которые, по мнению исследователей, содержат ряд противоречий. В 520 г. клирики и монахи Иерусалима и провинции Сирия Вторая отправили петицию византийскому императору Юстину I (518–527 гг.). В тексте петиции, сохранившемся в латинском переводе, среди лиц, подвергавшихся анафеме, упоминается некий Иоанн Эгеот (лат. Aegeota), который «воздвиг многие богохульства на святой Халкидонский Собор». Он именуется несторианином (ut Nestorianus). Ещё раз анафема Иоанну Эгскому упоминается в актах шестого Вселенского собора (680–681 гг.), где его имя помещено рядом с именем патриарха-монофелита Кира Александрийского. Константинопольский патриарх Фотий I (IX в.) в «Библиотеке» дважды упоминает Иоанна Эгского. По его сведениям, Иоанн Эгский был автором церковной истории в десяти книгах, охватывавшей период от начала несторианских споров до смерти императора Анастасия в 518 г. Также Фотий указывает, что Иоанн Эгский составил трактат, в котором подверг критике Халкидонский собор. Патриарх Фотий утверждает, что Иоанн Эгский был пресвитером из киликийского города Эги (близ современного города Юмурталык, Южная Турция). Стиль обоих произведений Фотий описывает как замысловатый и изысканный. Характеристика антихалкидонитского трактата, данная Фотием, позволяет исследователям сказать, что Иоанн Эгский был несторианином. Однако то, что Иоанн Эгский был и автором церковной истории, является, скорее, догадкой Фотия. Из церковной истории Фотий читал лишь пять книг: о несторианском споре, об Эфесских соборах 431 и 449 гг., о Халкидонском соборе 451 г. и о событиях до возведения Петра Гнафевса на Антиохийскую кафедру (475 или 476 г.). По описанию Фотия исследователям сложно определить, какой богословской позиции придерживался автор церковной истории. Впрочем, в сохранившихся фрагментах церковной истории Феодора Чтеца (начало VI в.) есть упоминание о сочинении некоего более раннего церковного историка по имени Иоанн, которого Феодор Чтец называет «диакриноменом», т.е. гетеродоксом, неправославным. Учитывая, что произведение Феодора Чтеца плохо сохранилось, исследователям сложно сказать, в какой мере он использовал церковную историю этого Иоанна. Отрывок, где содержится упоминание о нём, касается только рассказа о Севире Антиохийском, который якобы дал клятву императору Анастасию, что не будет открыто осуждать Халкидонский собор, но не сдержал её. Отрывок этой же церковной истории, касающийся епископа-монофизита Филоксена Иерапольского, зачитывался также на седьмом Вселенском соборе в 787 г. В актах Собора автором истории также назван Иоанн Диакриномен. Исследователи полагают, что церковная история Диакриномена идентична истории Иоанна Эгского, которую позднее читал Фотий. Однако поздневизантийский церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул (начало XIV в.) пересказывает Феодора Чтеца таким образом, что получается, что Иоанн Диакриномен был последователем Севира, т.е. монофизитом, а не несторианином, как у Фотия. В XVII в. европейский исследователь-эрудит Фабриций предлагал заменить у Фотия определение Иоанна Эгского как несторианина определением «евтихианин», что вошло бы в противоречие с текстом петиции восточгых клириков и монахов 520 г., где Иоанн Эгский назван несторианином. Таким образом, мнение Никифора Каллиста и некоторых позднейших авторов представляется исследователям ошибочным. Кроме того, как полагают исследователи, едва ли Фотий, который имел текст и трактата, и церковной истории Иоанна Эгского, упустил бы из виду факт приверженности автора к монофизитству. Отождествление церковного историка Иоанна Диакриномена с автором антихалкидонитского трактата, о котором пишет Фотий, неоднократно подвергалось сомнению научной критикой. Тем не менее, в настоящее время преобладает мнение о тождестве этих лиц.

 
PR-CY.ru