ИСПОВЕДЬ

ИСПОВЕДЬ, лат. confessio (peccatorum) – один из основных элементов таинства покаяния в христианской церкви; представляет собой устное или письменное изложение своих греховных поступков и помыслов перед священнослужителем в надежде обрести их прощение у Бога по молитвам церкви. Исповедь обычно сопровождают покаянные молитвословия и священнодействия над кающимися, а завершают чины разрешения от грехов и примирения с церковью (о богословии таинства и о покаянных обрядах см. ст. Покаяние, Анафема, Говение, Духовник, Епитимия, Пост, Публичное покаяние и соответствующие разделы статей о разных литургических обрядах: Амвросианский обряд, Армянский обряд, Восточно-сирийский обряд, Галликанский обряд, Испано-мосарабский обряд, Коптский обряд, Римский обряд. Принятое в русской дореволюционной традиции деление исповеди на два типа – общую (публичную) и частную (тайную) не вполне отражает разнообразие её форм на протяжении истории. Основные критерии для выделения разных типов исповеди: кто является совершителем исповеди; участвует ли в исповеди вся церковная община и какова её роль; в какой момент и как происходит разрешение от грехов; является ли исповедь повторяемой и насколько часто возможно её совершение. Одним из распространённых типов исповеди в древней церкви была исповедь, связанная с так называемым каноническим покаянием (покаянной дисциплиной). Основным совершителем таинства в этом типе исповеди выступал епископ, отлучавший грешников и принимавший кающихся через возложение рук в присутствии всей общины, которая выступает свидетелем покаяния грешника, хотя само исповедание грехов чаще всего совершалось тайно (перед епископом или назначенным пресвитером). Епитимией всегда являлось отлучение от причащения на разные сроки. В древности прохождение канонического покаяния, а следовательно, и исповеди перед ним часто было однократным в течение жизни и уподоблялось «второму крещению». Эта форма исповеди официально не была отменена, однако постепенно вышла из употребления. В настоящее время в православной и католической традициях господствующей формой исповеди является тайная сакраментальная исповедь перед пресвитером. Как исповедь, так и связанный с ней процесс покаяния принципиально индивидуальны, община не принимает в них никакого участия. Разрешение от грехов совершается сразу же после их оглашения (а не после завершения срока исполнения епитимии) перед принимающим исповедь священником, который читает разрешительную молитву, констатирующую факт прощения грехов, и налагает епитимию по своему усмотрению (обычно в виде разного рода аскетических упражнений). Наряду с этими существовал ряд переходных или смешанных форм исповеди как сакраментального, так и несакраментального характера: 1) исповедь членов общины друг другу; 2) духовничество (старческая исповедь, совершителем которой обычно выступал старец, не имеющий хиротонии), прежде всего, в монашеской среде; 3) харизматические исповеди, сочетающие следование чину тайной сакраментальной исповеди и публичное оглашение личных грехов многими кающимися (например, у Иоанна Кроншатдтского); 4) общая исповедь, подразумевающая коллективное покаяние во время прочтения чина сакраментальной исповеди (в частности, была широко распространена в РПЦ в советское время).

 



 
PR-CY.ru