ИСААК АРГИР

ИСААК АРГИР (около 1300 – около 1375 гг.) – византийский учёный, писатель и богослов-антипаламит. О жизни Исаака Аргира исследователям не известно ничего, кроме упоминания им самим в сочинении «О солнечных и лунных циклах», написанном в 1372/1373 г., о пребывании в Эносе во Фракии «более 50 лет назад», т.е. приблизительно в 1318 г., по расчётам Джованни Меркати (там же уточнение по рукописям одного чтения «Патрологии» Жан-Поля Миня). По словам Исаака Аргира, в то время он «был ещё мал возрастом» и «ещё не коснулся математических наук». Эти слова позволяют исследователям отнести дату рождения Исаака Аргира и к более позднему времени (но не позднее 1310 г.). Исаак Аргир принадлежал к плеяде византийских интеллектуалов XIII–XIV вв., которые выделялись энциклопедической образованностью, был автором множества сочинений по самым разным гуманитарным и естественнонаучным областям: богословию, философии, филологии, астрономии, арифметике, геометрии, стереометрии, географии, геодезии, музыке. Он не только писал самостоятельные трактаты, но и составлял схолии и маргиналии к трудам древних авторов, готовя эти труды к изданию и проявляя при этом хорошее знание предмета, часто предпочитая – в отличие от современников, прежде всего, своего учителя Никифора Григоры (Исаака Аргира называют «учеником» Никифора Григоры схолии в рукописях), – более древние и правильные чтения. Сохранились разные рукописи, включая автографы, сочинений Исаака Аргира (в афонских библиотеках, по мнению исследователей, вследствие анафемы, все богословские сочинения Исаака Аргира были уничтожены), которые нуждаются в дальнейшем комплексном изучении для установления авторства ряда сочинений. Значительная часть сочинений Исаака Аргира не издана, а опубликованные изданы по большей части не критически (приводимый ниже список сочинений и рукописей составлен на основании каталогов рукописных собраний и современных исследований и нуждается в дальнейших дополнениях и уточнениях). Исследователи не исключают, что отдельные малые трактаты или схолии являются частями более обширных сочинений Исаака Аргира или других авторов. Богословские. 1. «О фаворском свете (Письмо к монаху Гедеону Зографу против Феодора Дексия о свете при Преображении Господнем)». Автограф Исаака Аргира сохранился в рукописи (текст с параллельным латинским переводом; раньше были опубликованы начало и конец трактата). Письмо Гедеону написано до обоих сохранившихся писем Дексия и его трактата, т.е. в конце 1350 гг. 2. «О четверояком различении божественного причастия» (причастие ипостасное, тварное, обожение в этой жизни и прославление на небе). Рукописи перемещены после восстановления. 3. «Разрешение одной паламитской апории (Об отцовстве и сыновстве)». Философские. 1. «О способностях души». 2. Cхолии к Аристотелю (принадлежность схолии Исааку Аргиру предположительна). Филологические. 1. «О поэтических размерах» (Омон ошибочно датирует эту рукопись XV в.; здесь представлена собственноручная копия, написанная самим Исааком Аргиром). 2. Стихотворное и прозаическое изложения о 12 ветрах (это сочинение имелось также среди рукописей Эскуриальской библиотеки). 3. Загадки в ямбах, дактилях и других стихотворных размерах (исследователи не видят ничего удивительного в присутствии среди сочинений Исаака Аргира стихотворений подобного рода, поскольку составление загадок имело почтенную традицию среди византийских писателей). 4. Грамматический фрагмент (авторство Исаака Аргира лишь предположительно).

 



 
PR-CY.ru