ИСААКИЙ, ДАЛМАТ и ФАВСТ

ИСААКИЙ, ДАЛМАТ и ФАВСТ (вторая половина IV – V вв.) – преподобные (память 3 августа; память Исаакия – 22 марта, 30 мая). Существует две версии Жития Исаакия. Более полная сохранилась в рукописи X в. и издана болландистами. Её перевод на славянский язык содержится в Супрасльском сборнике (XI в.), а также включён под 21 марта в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Автор, по мнению исследователей, был иноком монастыря Далмата. Исследователи обычно датируют это Житие VI–VIII вв. Краткая версия остаётся неизданной, латинский перевод был осуществлён А. Липпоманом и издан вместе с полной версией Жития. Краткое синаксарное Житие Исаакия, содержащее некоторые сведения, не встречающиеся в других версиях, было издано Франсуа Жозефом Мари  Алькеном в 1948 г. Н. Ленски высказал предположение, что обе редакции Жития, а также краткое синаксарное Житие восходят к одному архетипу. Исследователь Ф. Но упоминает о существовании ещё одной версии Жития Исаакия – в рукописи XII в. и приводит из неё небольшой отрывок, однако полный текст до сих пор остаётся неизданным. Дополнительные сведения об Исаакии и о Далмате исследователи находят в Житии Ипатия Руфинианского, которое, по их мнению, является более достоверным с исторической точки зрения сочинением, т.к. оно было создано вскоре после описываемых событий (именно к этому Житию исследователи обращаются в случае сомнительных датировок). Житие Далмата также имеет несколько редакций. Сохранились две более полные версии и одна краткая. Издание первой полной версии было осуществлено А. Бандури в 1711 г. Житие второй полной было частично издано М. Гедеоном в 1899 г., полный текст остаётся неизданным и содержится в рукописи. Там же находится письмо Александрийского патриарха Кирилла, обращённое к Далмату. Отдельного Жития Фавста не существует, однако в состав Императорского минология входит общее краткое Житие Исаакия, Фавста и Далмата, изданное Василием Васильевичем Латышевым в 1912 г. В 2003 г. было издано Похвальное слово Исаакию и Далмату, составленное неким монахом Михаилом. Далмат и Фавст упоминаются также в актах Вселенских соборов; Далмат состоял в переписке с Александрийским патриархом Кириллом и участниками третьего Вселенского собора. Согласно Житию, Исаакий происходил «с востока», по мнению исследователей, из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был император Валент (364–378 гг.). Когда император собирался на войну с варварами (речь идёт о походе против вестготов 378 г.), Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближённые императора избили Исаакия, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но два ангела (по краткому Житию, три) чудесным образом избавили святого от гибели. Придя к императору в последний раз, Исаакий предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения.

 



 
PR-CY.ru