ИСААКИЙ, Бобраков Иван Николаевич

ИСААКИЙ, Бобраков Иван Николаевич (1865–1938 гг.) – архимандрит, преподобномученик (память 26 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев). Из крестьянской семьи, его отец стал схимонахом Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни. Иван научился в сельской школе чтению и письму. В 1884 г. поступил послушником в Оптину пустынь. Нёс клиросное послушание. 17 декабря 1897 г. определён в братию пустыни. 7 июня 1898 г. пострижен в монашество с именем Исаакий, 20 октября того же года рукоположён во диакона. 24 октября 1902 г., в день освящения Казанского собора Шамординского Амвросиева в честь Казанской иконы Божьей Матери монастыря, Калужский епископ Вениамин (Муратовский) рукоположил Исаакия во иерея. После кончины Амвросия (Гренкова) его духовником был старец Иосиф (Литовкин). После смерти 30 августа 1914 г. настоятеля Оптиной пустыни схиархимандрита Ксенофонта (Клюкина) Исаакий был избран новым настоятелем. 7 ноября того же года назначен на должность с возведением в сан игумена, с 16 ноября – архимандрит; при перечислении настоятелей Оптиной пустыни Исаакия нередко называют Исаакием II, чтобы отличать его от Исаакия (Антимонова). При Исаакии в августе 1915 г. обитель посетил Московский митрополит Макарий (Невский), в апреле 1916 г. – великий князь Дмитрий Константинович, княжна Татьяна Константиновна и князь Константин Константинович. С конца 1913 г. в Оптиной пустыни на покое жил Михей (Алексеев), бывший Уфимский епископ. Формально он не участвовал в монастырском управлении, но оказывал на Исаакия психологическое давление, отличаясь тяжёлым характером. Исаакию принадлежала инициатива объединить часовни над погребениями оптинских старцев в одно тёплое помещение с крышей (проект не был осуществлён). По его же идее в Оптиной пустыни были подготовлены к изданию материалы для Жития Льва (Леонида) (Наголкина) (напечатаны в 1917 г.в типографии Шамординской обители). Во время Первой мировой войны монастырь помогал беженцам из Польши и Белоруссии, которым была отдана одна из монастырских гостиниц. Осиротевших детей расселили в другой гостинице, больных тифом поместили в больничный корпус, принимали также раненых солдат. Были сделаны пожертвования на нужды фронта, на епархиальный лазарет и т.д. В 1916 г. Исаакий был награждён орденом св. Анны третьей степени. С конца 1916 г. в Оптиной пустыни ощущалась нехватка продуктов, во время войны постепенно сокращались ежедневные нормы выдачи хлеба, рыбы. В 1916–1917 гг. поступали многочисленные прошения бывших оптинских монахов о возвращении в братию Оптиной пустыни, все подобные просьбы были отклонены. По правилам Оптиной пустыни те, кто раньше по своему желанию покинули монастырь, обратно не допускались. Исаакий, не принимая монахов, ссылался также на различные хозяйственные затруднения, связанные с войной: все здоровые и молодые послушники из Оптиной выбыли на войну (всего на фронт ушли не менее 105 человек), в монастыре оставалось немало своих больных и престарелых братьев. Революционные события 1917 г. были восприняты в монастыре со скорбью. В мае, а затем в июне в Калуге заседало чрезвычайное епархиальное собрание представителей клира и мирян. Исаакий командировал иеромонаха Пантелеимона (Аржаных) на первую сессию.

 



 
PR-CY.ru