ИОАСАФ НОВЫЙ КУКУЗЕЛЬ

ИОАСАФ НОВЫЙ КУКУЗЕЛЬ – монах, греческий мелург. Согласно свидетельствам источников, расцвет творческой деятельности Иоасафа Нового Кукузеля приходится на начало XVII в., когда он жил на Афоне. Биографические сведения о нём известны исследователям, главным образом, из ремарок к его музыкальным произведениям. Наиболее часто встречающиеся в источниках песнопения Иоасафа Нового Кукузеля – это херувимская песнь литургии Преждеосвящённых Даров «Ныне силы небесныя» на второй плагальный (шестой) глас, а также ряд кратим и ихим по гласам (обычно от шести до девяти кратим с названиями или без), обозначенных как «уменьшенные и переложенные» Иоасафом Новым Кукузелем (это произведения: Иоанна Клады – одно, украшенное Прасином, на первый глас; иеромонаха Гавриила из монастыря Ксанфопулов, украшенное Константинопольским  патриархом Феофаном Карикисом, на второй глас; Мануила Хрисафа на первый и на первый плагальный гласы; Григория Буниса Алиата на второй плагальный глас). С именем Иоасафа Нового Кукузеля связаны подобны по гласам (в одной рукописи: «...распето господином Иоасафом новым Кукузелем»), а также «воскресные стихиры святого Иоанна Дамаскина, которые поются по гласам во Святую и Великую Неделю Пасхи, во всю Пятидесятницу и в воскресные дни…» («…распето Иоасафом новым Кукузелем»). Именование этого мелурга в рукописной традиции «новым Кукузелем» свидетельствует о его одарённости в области пения и составления песнопений и является единственным случаем, когда имя Иоанна Кукузеля употребляется для характеристики таланта другого мелурга. Весьма важным, хотя и мало распространённым произведением Иоасафа Нового Кукузеля исследователи называют полную музыкальную версию Ирмология, вторую по времени в истории данной греческой певческой книги. По мнению исследователей, историческое и эстетическое достоинство этого произведения особенно значительно и состоит в «небольшом» (как это охарактеризовано в источниках) украшении сложившегося к тому времени мелоса Ирмология (см., например, рукопись начала XVII в.: «Начало с Богом Святым Ирмология всего года, украшенного немного нижайшим среди монахов Иоасафом новым Кукузелем»). Это украшение несёт на себе отпечаток места, где жил и творил Иоасаф Новый Кукузель, т.е. отражает черты певческой традиции Афона, что чётко обозначено в музыкальных источниках (особенно в рукописи начала XVII в.: «Начало с Богом Святым Ирмология всего года, как он поётся на Святой Горе, украшенного немного иже в монахах Иоасафом новым Кукузелем», и: «Начало с Богом Святым Ирмология всего года, как он поётся на Святой Горе, украшенного немного нижайшим из монахов Иоасафом новым Кукузелем»). Мелос Ирмология Иоасафа Нового Кукузеля обогатил музыкальную традицию афонского монастыря Ватопед, где он, как полагают исследователи, какое-то время подвизался (см. характерное надписание кодекса первой половины XVII в., который, по мнению исследователей, является автографом Иоасафа Нового Кукузеля: «Начало с Богом Святым церковного Ирмология, написанного как поётся на Святой Горе в царском монастыре Ватопед»). Если последняя из упомянутых рукописей действительно является автографом Иоасафа Нового Кукузеля, то это подтверждает мнение Г. Пападопулоса, что он был «непревзойдённым каллиграфом музыки». Исследователь уточняет: Иоасаф Новый Кукузель «переписал с неутомимым усердием весьма объёмный том древней Пападики, в котором содержатся различные схемы “Колёс (Иоанна Кукузеля)”, текст “Большого исона” Пападики, “Грамматика” Дамаскина и Космы и другие фрагменты теоретических сочинений различных учёных музыкантов, царские и патриаршие гимны, Акафист, Символ веры и Молитва Господня. Из общего ряда песнопений кроме Ирмология и краткого Стихираря здесь содержатся также Кратиматарий, Икиматарий, Пападики и Матиматарий с анаграмматизмами».

 
PR-CY.ru