ИНДИС и ДОМНА

ИНДИС и ДОМНА (конец III – начало IV вв.) – мученики Никомидийские (память 3 сентября, 28 декабря; память в Греческой церкви 30 сентября, 3, 28, 30 декабря; память в Западной церкви 28 декабря). Греческий оригинал Мученичества Индиса и Домны известен исследователям в двух редакциях – в дометафрастовской и в приписываемой Симеону Метафрасту. Им известны также средневековые переводы на армянский и грузинский языки. Сочинение состоит из цикла Житий Никомидийских мучеников, пострадавших в 303–310 гг. Исследователи отмечают, что в сохранившемся виде этот памятник представляет собой компиляцию различных более ранних агиографических текстов, при этом Мученичество Индиса и Домны является основой сочинения, которое начинается с повествования об обращении Домны в христианство и кончается её казнью. В произведении имеются также сказания о других мучениках. В ряде случаев компилятор пытается по сюжету связать этих мучеников с основными героями – Индисом и Домной, но иногда эта связь остаётся чисто временной – согласно Житию, все они пострадали в правление императора Максимиана (имеется в виду император Максимиан Галерий (293–311 гг.), а не Максимиан Геркулий, соправитель императора Диоклетиана (284–305 гг.)). В цикл, посвящённый Индису и Домне, входит несколько сказаний: Мученичество Индиса и Домны, Страдание пресвитера Гликерия, сказания о деве Феофиле и о 20 тыс. сожжённых в церкви в Никомидии, Мученичество Зинона, фрагменты Мученичеств Горгония и Дорофея, Петра, Мардония и Мигдония, повествование о мученичестве диакона Феофила и краткое упоминание о кончине Никомидийского епископа Анфима. В окончательном виде этот цикл исследователи считают исторически недостоверным, однако Горгоний, Дорофей и Пётр являются реально существовавшими лицами, упомянутыми в том числе Евсевием Кесарийским в «Церковной истории». Также у исследователей нет оснований отрицать достоверность сказаний о мученичестве пресвитера Гликерия, Зинона и Индиса и Домны. Согласно Мученичеству, Домна жила во дворце и с детства была жрицей языческих богинь Артемиды и Афины. Случайно начав читать «Деяния святых апостолов», Домна уверовала во Христа и обратилась за наставлением к епископу Никомидии Кириллу, предшественнику Анфима. Домна также обратила ко Христу своего слугу, евнуха Индиса. Они вместе приняли св. крещение и после этого постоянно пребывали в посте и молитве, раздавая пищу и имущество нищим. Когда об их подвигах узнали при дворе, Индиса и Домну заточили в темницу, где морили голодом. Эти притеснения не сломили веру мучеников, и начальник евнухов вернул их во дворец. Домна притворилась безумной, чтобы не участвовать в языческих празднествах. Узнав о том, что христиане умеют исцелять душевные недуги, начальник евнухов отправил Домну вместе с Индисом к епископу Анфиму, который помог им бежать в монашескую общину близ Никомидии.

 



 
PR-CY.ru