ИРИНА, Ингигерд

ИРИНА, Ингигерд (ум. в 1051 г.) – вторая (после св. княгини Анны) супруга Новгородского (позднее Киевского) князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, дочь шведского короля Олава Шётконунга (около 994/995 – 1021/1022 гг.). Брак шведской королевны Ингигерд, на Руси принявшей имя Ирина, с Новгородским князем Ярославом Владимировичем по отчётливой относительной хронологии различных редакций «Саги об Олаве Святом» (прежде всего, в составе сборника «Круг земной» Снорри Стурлусона, составленного около 1230 г.) был заключён в 1019 г. (сватовство состоялось осенью 1018 г.; отправленное тогда из Новгорода посольство Ярослава, по мнению исследователей, имело в том числе указанную в «Повести временных лет…» цель найма варяжского войска). Брак скрепил новгородско-шведский союз, важный для Ярослава в его борьбе за Киев против Киевского князя Святополка (Петра) Владимировича Окаянного (ранее, в августе 1018 г., по сообщению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, сёстры и жена Ярослава (очевидно, св. Анна) были пленены захватившим Киев польским князем Болеславом I. По мнению исследователей, первая супруга Новгородского князя умерла в плену, её останки были привезены в Новгород и погребены в соборе Святой Софии. Очевидно, всё известное многочисленное потомство Ярослава (кроме первенца Ильи, умершего, как полагают исследователи, в юности бездетным) начиная с родившегося в 1020/1021 г. сына – Новгородского князя Владимира Ярославича происходило от брака с Ириной (св. княгиня Анна почитается в новгородской традиции как мать Владимира, но исследователи считают это ошибкой, возникшая, по их мнению, вследствие того, что с середины XI в. раки Анны и Владимира находились в новгородском Софийском соборе рядом). Помимо Владимира это были сыновья Изяслав (Дмитрий), Святослав (Николай) и Всеволод (Андрей), которым в своё время предстояло занять киевский стол, а также Вячеслав (впоследствии князь Смоленский) и Игорь (впоследствии князь Волынский); дочери Елизавета (супруга норвежского короля Харальда Сурового), Анастасия (?; жена венгерского короля Андраша I) и Анна (вторя жена французского короля Генриха I). В «Саге об Олаве Святом» Ирина представлена как политически активная княгиня, имевшая голос в государственных делах, ещё во время сватовства потребовавшая в качестве свадебного подарка от будущего мужа Ладожскую волость («Ладожское ярлство»). Древнерусские источники никаких сведений о государственной или церковной деятельности Ирины не сохранили. Исследователи лишь догадываются, что монастырь св. Ирины с каменным собором, устроенный в Киеве во имя святой – покровительницы княгини (упоминается в «Повести временных лет…» под 1037 г. наряду с монастырём во имя св. покровителя Киевского князя – великомученика Георгия – Полное собрание русских летописей, том 1, том 2), возводился при её поддержке. В похвале равноапостольному Киевскому князю Владимиру (Василию) Святославичу, крестителю Руси, произнесённой будущим Киевским митрополитом Иларионом ближе к концу жизни Ирины, княгиня прославляется за благочестие. В «Повести временных лет…» сообщается, что в 6558 (1050/1051) г. «преставися жена Ярославля княгыни» (в Ипатьевской летописи: «февраля в 10»; Полное собрание русских летописей, том 1, том 2). При вскрытии раки Ярослава Мудрого в киевском соборе Святой Софии в 1939 г. наряду с мужским скелетом, как полагают исследователи, принадлежавшим Ярославу, был обнаружен также женский, который у исследователей есть все основания считать останками Ирины. Вторая супруга князя Ярослава изображена на ктиторской фреске 1040 гг. в киевском Софийском соборе. В агиографической литературе Ирина часто отождествляется с первой супругой князя Ярослава св. Анной и безосновательно называется святой.

 
PR-CY.ru