ИНДИВИД

ИНДИВИД (от лат. individuum – неделимое) – понятие, обозначающее представителя какой-либо группы, который обладает отдельным самостоятельным существованием и характерными особенностями, благодаря наличию которых он не может быть отождествлён с другими представителями той же группы. В процессе исторического развития понятия «индивид» к его первоначальным логическому и физическому значениям добавились антропологическое и психологическое значения, сделавшие это понятие весьма важным и актуальным для новоевропейской философии человека, этики, эстетики, социальной и политической философии. В современной философии и психологии понятие «индивид» употребляется преимущественно по отношению к человеку. Индивидом является всякий конкретный человек как единичный представитель всей совокупности людей (в биологическом смысле – вида homo sapiens), обладающий только ему одному присущими свойствами и качествами, а также характеризуемый целостностью психической жизни и самосознанием. Начиная с поздней античной философии понятие «индивид» применительно к разумным существам (человек, ангел, Бог) разрабатывалось в тесной связи с понятием «личность» (лат. persona, в христианской триадологии и христологии также Лицо), однако у некоторых философов и богословов не во всём совпадало с ним по смыслу. Латинское слово «individua» («индивиды»), в терминологическом значении встречающееся впервые у Цицерона (I в. до н.э.), первоначально использовалось для передачи термина, введённого в греческий философский язык Демокритом и другими атомистами. В рамках учения последнего это понятие применялось для обозначения мельчайших неделимых «элементов», бесконечных по числу и не воспринимаемых чувствами, которые наряду с «пустотой» Демокрит считал первыми причинами всех возникающих вещей. По словам Диогена Лаэртского, Демокрит учил, «что начало всего – атомы и пустота». Согласно свидетельству Аристотеля в трактате «О возникновении и уничтожении», Демокрит и Левкипп говорили, что «все... (вещи) состоят из неделимых тел, бесконечных по количеству и формам, и отличаются друг от друга составом, а также положением и порядком этих (элементов)»; в трактате «О небе» Аристотель также упоминал о том, что Демокрит и Левкипп «утверждают, что первичные величины по числу бесконечны, по величине неделимы, из одного не возникает многое, из многого – одно, но всё порождается путём их сочетания и переплетения». Начиная с Платона (V–IV вв. до н.э.) представления об индивиде и индивидуальности включаются в более широкий контекст учения о соотношении единого и многого, которое являлось центральным для философской системы Платона и его последователей. В рамках платоновского идеализма истинно сущим признавалось единое, всеобщее, понятие, идея, тогда как чувственно воспринимаемые вещи рассматривались в качестве преходящего и относительного. Исходя из этого чем-то «индивидуальным», т.е. самостоятельным и неделимым, у Платона могли считаться только умопостигаемые сущности и идеи, а не предметы материального мира. Так, в диалоге «Тимей» Платон писал о «сущности, которая неделима и вечно тождественна», из которой бог (демиург) образует всеобщую душу, посредствующую между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает «разделение в телах».

 



 
PR-CY.ru