ИРАКЛИАН СИРМИЙСКИЙ

ИРАКЛИАН СИРМИЙСКИЙ (середина IV в.) – участник диспута с арианином Герминием, епископом Сирмийским. Дошедшая в латинской версии запись публичного спора, который состоялся 13 января 366 г. в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), подверглась незначительной литературной обработке. Первая часть текста посвящена вопросу о божественности Святого Духа и его равенстве Отцу и Сыну. Во второй Ираклиан Сирмийский ведёт спор с клириком епископа Герминия пресвитером Феодором, который ссылается на евангельские слова о неведении Христом дня Второго пришествия (Мк. 13:32; Мф. 24:36). Третья часть представляет спор с другим сторонником епископа Герминия, Агриппином, который утверждает тварность Святого Духа и подчинённость Сына Отцу. Диспут завершается монологом Ираклиана Сирмийского, текст которого восходит к «Апологии» Тертуллиана, после чего епископ Герминий обвиняет Ираклиана Сирмийского в ереси, его сторонники требуют задержать и предать суду Ираклиана Сирмийского, однако епископ Герминий успокаивает их и разрешает Ираклиану Сирмийскому уйти. В диалоге Ираклиан Сирмийский представлен как мирянин, сосланный в Паннонию за исповедание православной веры. Однако такое объяснение исследователям представляется маловероятным, поскольку диспут состоялся во времена правления императора Валентиниана I (364–375 гг.), отличавшегося веротерпимостью. По мнению исследователей, истинной причиной ссылки стало некое выступление против ариан, которым покровительствовала вторая жена Валентиниана I Юстина. Епископ Герминий в отличие от пресвитера Феодора и Агриппина изображён с некоторой симпатией. Тем не менее, автор представляет его гораздо более радикальным арианином, чем он был в действительности. Будучи тесно связанным с епископами-арианами Валентом и Урсакием, он принял участие в разработке второй сирмийской формулы, близкой к радикальному арианству. Однако в 360 гг. он возвратился к идее подобия Сына Отцу «во всём», и его взгляды стали отражать позиции малоазийских пневматомахов, а не ариан. Исследователи находят весьма показательным, что непосредственно с епископом Герминием Ираклиан Сирмийский спорит только о божественности Святого Духа и не затрагивает вопрос об отношении Сына к Отцу. Богословие Ираклиана Сирмийского, в свою очередь, несколько архаично, оно основано на латинской традиции доникейского периода и ещё не знакомо с достижениями греческого никейского богословия, которые были введены на Западе Пиктавийским епископом Иларием.

 
PR-CY.ru