ИОАНН КОЛОВ

ИОАНН КОЛОВ (конец IX в.) – подвижник, ученик Евфимия Нового Фессалоникийского, основатель монастыря Иоанна Колова на Афоне. Подвизался вместе с наставником на острове Неон (ныне Айос-Эфстратиос) и на Афоне. После 866 г., когда монашеская община, возглавляемая Евфимием, разделилась, Иоанн Колов поселился в местности Сидирокавсия, а затем основал монастырь на перешейке, соединяющем полуостров Айон-Орос с материком. Эта обитель, освящённая во имя Иоанна Предтечи, получила название монастыря Иоанна Колова или просто Колову. Император Василий I Македонянин передал в дар монастырю окрестности опустевшего после арабских набегов города Аканта (раньше считалось, что Аполлонии), о чём исследователям известно из более позднего акта – 908 г. (епископ Порфирий (Успенский) отнёс это событие к 869 г.). Вскоре поселившиеся на монастырской земле с правом её обработки беженцы с Лесбоса (главным образом, из Эрисса; ныне Эресос), покинувшие остров из-за арабских набегов, создали на этом месте городок Иерисс (ныне Иерисос). В июне 883 г. афонские отшельники получили по ходатайству Иоанна Колова от Василия I сигиллий (раньше этот документ исследователи датировали 868 г.), защищавший от беспокойств, которые причиняли им миряне. Император освободил живших на Афоне монахов от уплаты налогов на обрабатываемые ими земли и запретил жителям окрестных селений пасти свой скот на территории Святой Горы. Иоанн Колов является автором Жития Паисия Великого. В исследовательской литературе Иоанн Колов иногда ошибочно называется преподобным. Точное время его кончины исследователям неизвестно. Пока Иоанн Колов был жив, насельники его монастыря не притесняли афонских отшельников, но после его смерти они предприняли попытку подчинить себе почти весь Афон, подав на подпись императору Льву VI Мудрому в конце 886 – начале 887 гг. вместо грамоты, подтверждавшей их прежние владения, сигиллий, признававший за монастырём не только владение Сидирокавсией, Хломутзой и др., но и обителями Мустакон, Кардиогноста, Афанасия, Луки и «древней кафедрой старцев» близ Иерисса – подворьем афонских подвижников, удобным для сбыта монашеского рукоделия и для покупки необходимых вещей (об этом сигиллии исследователям известно из более позднего акта). Это вызвало протест святогорцев, и после поездки прота Андрея в Константинополь они получили императорскую грамоту (февраль 908 г., устаревшие датировки, по мнению исследователей, – 887 или 893 г.), подтверждавшую их независимость от монастыря Иоанна Колова. В 934 г. Константин VII и Роман I хрисовулом подтвердили имевшиеся владения монастыря Иоанна Колова в Иериссе, но в 942 г. отдали часть его земли, приносившей ежегодно 1 тыс. модиев зерна, жителям Иерисса и новым поселенцам – болгарам. В качестве компенсации монастырь Иоанна Колова в 960 г. получил от императора Романа II сорок бестягловых крестьян. В 979/980 г. монастырь Иоанна Колова перешёл в собственность Иверского монастыря: Иоанн-Торникий обменял находившиеся до этого в ведении грузин обители – Иверскую в Константинополе и св. Фоки в Трапезунде – на монастыри Леонтия в Фессалонике, Иоанна Колова и Климента на Афоне с общей площадью земельных угодий 80 тыс. модиев (фрагменты утраченного хрисовула 979/980 г. включены в акт судьи Льва от 1059 или от 1074 г.).

 
PR-CY.ru