ИОАНН РУФ

ИОАНН РУФ (вторая половина V в. – первая половина VI в.) – епископ Маюмский, антихалкидонитский (монофизитский) писатель. Краткие сведения об Иоанне Руфе содержатся в его сочинениях и в двух Житиях Севира Антиохийского, приписываемых Захарии Ритору и Иоанну бар Афтонье. На основании автобиографического указания исследователи делают вывод, что Иоанн Руф родился либо в византийской провинции Аравия, либо на юге Палестины, возможно, в Аскалоне, в арабской семье. Изучал право в Берите (Бейруте), за аскетическую жизнь получил прозвище Лазарь. Монашеский постриг принял в монастыре Бет-Руфина (отсюда его прозвание Руф) близ Антиохии; стал ближайшим помощником и синкеллом Антиохийского патриарха-антихалкидонита Петра Гнафевса. В 476 г., после возвращения из ссылки, Пётр Гнафевс рукоположил Иоанна Руфа во иерея. После нового изгнания Петра, при православном патриархе Календионе (479–484 гг.), Иоанн Руф некоторое время оставался в Антиохии, а затем переселился в Палестину (Иерусалим, Газа), где познакомился с Петром Ивером, епископом Маюмским, аввой Исаией Газским и другими монахами и писателями, которых в современной науке относят к Газскому кружку. По мнению исследователей, Иоанн Руф жил в монашеской общине в Маюме – он хорошо знал её обычаи и устав. Под влиянием Петра Ивера отношения Иоанна Руфа с Петром Гнафевсом, который ввёл в Трисвятое добавление «распныйся за ны», принятое и Иерусалимским патриархом Мартирием, осложнились. Христологические взгляды Иоанна Руфа с этого времени интерпретируются исследователями по-разному. Одни исследователи (Э. Хонигманн, Мишель ван Эсбрук) считают, что Пётр Ивер и Иоанн Руф заняли умеренную позицию по отношению к «Энотикону» императора Зинона (482 г.); по мнению К. Хорн, их антихалкидонитские взгляды, напротив, стали более радикальными. После смерти Петра Ивера (488 или 491 г.) Иоанн Руф стал его преемником на кафедре. Других сведений о епископстве Иоанна Руфа в Маюме нет. Сочинения Иоанна Руфа были написаны по-гречески, но сохранились полностью только в сирийских переводах. Главным его произведением исследователи считают «Плирофории» – сборник рассказов, близких по форме к «Apophthegmata Patrum», но носящих не нравственно-дидактический, а полемический характер. Сборник был составлен во время патриаршества Севира Антиохийского (512–518 гг.) из рассказов, записанных Иоанном Руфом со слов Петра Ивера и других информантов из его окружения. Название сборника Иоанн Руф объясняет как «свидетельства и откровения, которые Бог даровал святым относительно ереси дифизитов». Произведение состоит из 89 глав; полный сирийский текст сохранился в двух рукописях, изданных Ф. Но.

 



 
PR-CY.ru