ИОАНН ЭВБЕЙСКИЙ

ИОАНН ЭВБЕЙСКИЙ (первая половина VIII в.) – византийский писатель, проповедник, агиограф. О жизни Иоанна Эвбейского исследователям почти ничего не известно. В Слове об убиенных царём Иродом Вифлеемских младенцах он напоминает, что прошло 742 года, как был отдан этот приказ, т.е. составление этого Слова исследователи готовы отнести к 740 гг. В колофонах рукописей, содержащих Слова Иоанна Эвбейского, его называют монахом и пресвитером либо епископом. В последнем случае исследователям неясно, какую кафедру он занимал, поскольку на острове Эвбея в то время было несколько епископских кафедр. Высказывалась гипотеза, что Иоанн Эвбейский был епископом города Эврия в Старом Эпире. В Эврии исследователям известны два епископа с именем Иоанн, однако первый жил во второй половине VI в., а второй – в начале VII в. Исследователи также предполагали, что титул «епископ» является ошибкой переписчика, подгонявшего заглавие проповедей под некий единый стандарт. Сочинения Иоанна Эвбейского в рукописной традиции часто приписываются его современнику Иоанну Дамаскину и реже – Иоанну Златоусту. Иоанн Эвбейский – автор Похвальных слов святым (энкомиев) и проповедей (гомилий) на церковные праздники. Корпус его сочинений невелик. Ему принадлежат проповеди на праздник Зачатия Пресвятой Богородицы (наиболее древняя известная проповедь на это празднество), о воскресении Лазаря, о страстях преподобномученицы Параскевы. Энкомий великомученице Анастасии, а также Слово на Рождество Христово, часто встречающиеся в рукописях под именем Иоанна Эвбейского, судя по стилю, исследователи готовы атрибутировать Иоанну Дамаскину. Исследователи отмечают, что произведения Иоанна Эвбейского написаны без богословских отступлений, простым языком, близким к разговорному языку его времени; в их основе лежит стремление автора к составлению произведений для назидания. В гомилии о Вифлеемских младенцах есть традиционные для византийской литературы полемические выпады против иудеев. В тексте о страстях преподобномученицы Параскевы отсутствуют хронологические указания; рассказ Иоанна Эвбейского лишён исторической конкретики, его события происходят в некоем вневременном измерении. В гомилии на Зачатие Пресвятой Богородицы некоторые католические исследователи усматривают присутствие учения о непорочном зачатии Девы Марии. Впрочем, в основе сочинения Иоанна Эвбейского лежит традиционный для этого сюжета апокрифический текст из «Первоевангелия Иакова», и Иоанн Эвбейский не вносит каких-либо новаций в его толкование.

 
PR-CY.ru