ИОСИФЛЯНЕ

ИОСИФЛЯНЕ, осифляне, осифовляне – именование пострижеников Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, в XVI в. составлявших влиятельную группу среди русского духовенства. В исторической литературе начиная с последней трети XIX в. термин «иосифляне» употребляется для обозначения сторонников направления в русской общественной мысли, которое оформилось в полемическом противостоянии нестяжателям, последователей Иосифа Волоцкого. Непосредственными предшественниками иосифлян были сподвижники и ближайшие ученики Иосифа Волоцкого – постриженики и насельники Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Ядро братии Иосифова Волоколамского монастыря при его создании в 1479 г. составили семь монахов, которые вместе с Иосифом ушли из Боровской обители. Это были родные братья Иосифа Вассиан II (Санин) и Акакий, племянники Иосифа Досифей и Вассиан (Топорковы), старцы Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Кассиан Младый. В период странствий по монастырям Иосиф длительное время жил в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, игуменом которого являлся постриженик Пафнутия Нифонт (впоследствии епископ Суздальский). Когда Нифонт занимал Суздальскую кафедру, к нему обратился с посланием Иосиф Волоцкий, назвав его «главой всем нам». Исследователи предполагают, что при назначении Иосифа игуменом Боровского монастыря протекцию ему составил другой постриженик Пафнутия – Ростовский архиепископ Вассиан I (Рыло), который был духовником великого князя Ивана III Васильевича. В дальнейшем общение между братией Боровской обители и братией Волоколамского монастыря (как о том свидетельствуют наблюдения исследователей за рукописной традицией, в частности, за синодиками) сохранялось. Немалую часть Иосифова-Волоколамского патерика составляют повести Пафнутия Боровского. Административная и церковно-политическая деятельность иосифлян осуществлялась на трёх главных поприщах: в качестве игуменов Волоколамского монастыря, в качестве настоятелей других крупнейших русских монастырей, на архиерейских кафедрах. Устав Иосифа способствовал созданию в Волоколамской обители сплочённого монашеского братства. Высокий уровень образования и духовной дисциплины, которая поддерживалась в монастыре на протяжении большей части XVI в., а также корпоративная солидарность побуждали иосифлян, занявших епископские кафедры, способствовать продвижению пострижеников Волоколамского монастыря на высокие посты. В XVI в. в Волоколамском монастыре сменилось не менее 20 игуменов. Во второй половине столетия сравнительно недавно основанная обитель заняла высокое 19-е место в «Лествице духовных властей» (Российская государственная библиотека). При этом по степени влиятельности Волоколамская обитель в XVI в. не уступала крупнейшим монастырям – Троице-Сергиеву и Кириллову Белозерскому. Игумены Иосифова Волоколамского монастыря были участниками важнейших церковных и земских соборов.

 



 
PR-CY.ru