ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ (ИННОКЕНТИЕВСКИЙ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ (ИННОКЕНТИЕВСКИЙ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в селе Подгородно-Жилкино под Иркутском. Основан в 1672 г. старцем схимонахом Герасимом (ум. 20 января 1676 г.), который пришёл на иркутские земли вместе с первыми землепроходцами, заложившими в 1661 г. Иркутский острог. В пяти верстах от острога, на левом берегу реки Ангары, вниз по течению, старец Герасим основал небольшую пустынь, затем посетил Енисейск и подал воеводе Кириллу Аристарховичу Яковлеву челобитную с просьбой выделить свободные земли за Ангарой для «монастырского строения», под хлебную пашню, сенные покосы и «скотской выпуск». 14 сентября 1669 г. старец Герасим получил грамоту царя Алексея Михайловича на владение этими землями. В 1672 г. боярский сын Иван Максимов Перфирьев (Перфильев) и служилые люди Иркутского острога, будучи в Тобольске, обратились к Тобольскому митрополиту Корнилию с просьбой разрешить старцу построить монастырь. 2 декабря 1672 г. архиерей выдал старцу Герасиму благословенную грамоту, а 8 декабря того же года – антиминс, миро и масло и направил из Енисейского острога дьякона для участия в освящении «новозиждущияся церкви». В Иркутском монастыре были поставлены деревянные церковь в честь Вознесения Господня с приделом в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия», ограда и кельи для трёх иеромонахов, иеродиакона и нескольких монахов. После кончины схимонаха Герасима обителью управлял строитель Ефрем (1676–1682 гг.). К 1684 г. в Иркутском монастыре проживали строитель (1683–1686 гг.) старец Никон, казначей Савватий, «церковный и казённый дьячок» Феодор Невзоров, монахи Ефрем, Кирилл, Кирилл, Сергий, Вавила, Дионисий, Гавриил. Священнослужителей среди братии не было, богослужения совершал единственный клирик Иркутского острога священник Григорий Иванов. В 1690 г. в Иркутском монастыре уже упоминается чёрный поп Галактион. В декабре 1679 г. Иркутский монастырь сгорел «весь без остатку и колокола пригорели». В 1680 г. в ответ на челобитную чёрного попа Тарасия митрополит Тобольский Павел выдал грамоту на восстановление монастыря, прислал антиминсы, миро и масло для освящения храмов. На пожертвования торговых и служилых людей вместо сгоревшей двухпрестольной церкви были возведены деревянные однопрестольные храмы: в честь Вознесения Господня (1686 г.) и к юго-западу от него в честь Тихвинской иконы Божьей Матери (1688–1692 гг.). В декабре 1684 г. селенгинский казак Вавила Григорьев завещал Иркутскому монастырю средства на благоустройство Вознесенского храма, постройку тяблового иконостаса и другие нужды. В 1675 г., в июне 1686 г. и в феврале 1688 г. монастырю были отведены пустовавшие земли по рекам Иркут, Белая, Мальтинка и Тайтурка (Усолка). Эти земли быстро заселялись крестьянами, которые стали именоваться монастырскими пашенными крестьянами. Монастырь помогал им обустраиваться и брал под свою юридическую защиту. Так, в начале XVIII в. образовались монастырские вотчины: Китойская, Бадайская, Мальтинская, Холмушинская, Баклашинская, Жилкинская, жители которых занимались хлебопашеством, скотоводством, различными ремёслами и приносили доход обители.

 



 
PR-CY.ru