ИННОКЕНТИЙ, Новгородов Иван Матвеевич

ИННОКЕНТИЙ, Новгородов Иван Матвеевич (1823–1868 гг.) – архимандрит, ректор Казанской духовной академии. Родился в семье священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию, в 1847 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую в 1851 г. окончил со степенью магистра богословия. 24 июня 1851 г. ректором академии архимандритом Антонием (Амфитеатровым) пострижен в монашество, через несколько дней Киевским митрополитом Филаретом (Амфитеатровым) рукоположён во иерея. В том же году назначен преподавателем Екатеринославской духовной семинарии, вскоре стал инспектором Саратовской духовной семинарии. В начале 1854 г. переведён инспектором в Казанскую духовную семинарию, 23 сентября того же года назначен её ректором с возведением в сан архимандрита. Во время его ректорства вызвала резонанс история, связанная с неправомерным использованием средств, выделенных Святейшим Синодом на восстановление семинарских зданий на улице Воскресенской, сгоревших ещё в 1842 г. (с тех пор Казанская духовная семинария размещалась в бывшем здании Казанского духовного училища). 31 марта 1864 г. Иннокентий был назначен ректором Казанской духовной академии. Пётр Васильевич Знаменский в «Истории Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период её существования» дал резко отрицательную характеристику Иннокентию, который находился в конфликте со многими преподавателями. В молодости Иннокентий заболел туберкулёзом, с 1866 г. болезнь усилилась, с начала 1868 г. Иннокентий академией фактически не руководил. Похоронен 23 мая 1868 г. у левого придела храма во имя чудотворцев Ярославских на Арском кладбище Казани. Могила и оригинальный памятник, выполненный в форме аналоя с крестом и закрытой книгой, сохранились. Иннокентий – автор нескольких трудов по различным разделам богословия, церковному праву, литургике и др. Печатал свои сочинения во время ректорства в академии в журнале «Православный собеседник» и отдельными оттисками. Как правило, работы публиковались анонимно, их авторство было установлено по составленной П.В. Знаменским библиографии. П.В. Знаменский обвинял Иннокентия в том, что он не изучал новейшее богословие, что его труды «отзывались какой-то крайней средневековщиной, формалистикой и скукой». Тем не менее, П.В. Знаменский отмечал трудолюбие и добросовестность Иннокентия, отличное знание греческого и особенно латинского языка и патрологии. Его статьи были основаны, прежде всего, на изучении произведений латинских св. отцов и деяний Вселенских соборов. Самый обширный труд – «Богословие обличительное» (Казань, 1859–1864., четыре тома) – представляет собой изложение догматов всех основных христианских конфессий, их разногласий между собой. Материал подан без тенденциозности, излишнего обличительного пафоса, в форме, доступной для читателей без специального образования. Иннокентий сделал единственный русский перевод сочинения латинского богослова Викентия Леринского «Памятные записки» (Казань, 1863 г.; опубликовано без имени переводчика). Издал с комментариями книгу «Ермий Философ» (Казань, 1861 г.), которая стала второй в России публикацией сочинения греческого апологета Ермия Философа. По рукописям Соловецкой библиотеки и другим источникам подготовил к публикации известный сборник времён патриарха Иоакима «Остен», трактаты братьев Лихудов «Мечец духовный». Иннокентий принимал участие в редактировании русского перевода и подготовке к изданию деяний первого – четвёртого Вселенских соборов (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1859–1865 гг., тома 1–4), «Постановлений апостольских» (Казань, 1864 г., СПб., 2002 г.). Был главным переводчиком и издателем «Сказаний о мучениках христианских» (Казань, 1865 г., Т. 1).

 
PR-CY.ru