ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ - Страница 9

По мнению Ирины Викторовны Починской, основную часть неатрибутированных книг, упомянутых в описи 1828 г., составляли старообрядческие издания XVIII в. Среди иргизских рукописей в описании 1828 г. отмечены лицевые «Свиток о совершении литургии, 6932 году» и сочинения Космы Индикоплова. В монастырях хранились многочисленные списки старообрядческих полемических трудов: «Поморских ответов», «Дьяконовых ответов», «Собрания инока Никодима о несогласии старопечатных с новопечатными книгами и о прочем», «Ответов Ивана Пешехонова перекрещенцам», «Сочинений против молокан» и трактата «Об обливании». Полемическими рукописями был богат, прежде всего, Верхне-Спасо-Преображенский монастырь, поскольку его насельники – Сергий (Юршев), Феофилакт, Аффоний (Кочуев) – были активными участниками полемики. Ряд сочинений был создан на Иргизе в 1830 гг. в связи с переводом Иргизских монастырей в единоверие. Библиотеки Иргизских монастырей включали большое число певческих рукописей (собранных преимущественно в конце XVIII – первой трети XIX вв.), в которых нашёл отражение иргизский вариант знаменного распева, известный на Урале и в Поволжье. В рукописях Иргизских монастырей нашли отражение светские интересы насельников: в Верхне-Спасо-Преображенском монастыре хранились выписки из «Московских ведомостей» за 1817, 1821, 1822 гг., систематизированные по темам (церковная, политическая, научная, хозяйственная жизнь) и по хронологии. Источниками пополнения библиотек служили переписка книг и вклады. В иргизские библиотеки поступали рукописи из таких книгописных центров, как Гуслица, Керженец, Чернораменские скиты, что исследователи проследили по владельческим и вкладным записям. В синодиках Иргизских монастырей названы некоторые вкладчики книг: диакон Герасим, подголовщик левого клироса С.Т. Забелин, иеромонах Нижне-Воскресенского монастыря Платон. По мнению И.В. Починской, старообрядческие книжные собрания, в том числе библиотеки Иргизских монастырей, в значительной степени пополнялись также за счёт продукции типографий в городах близ западных границ России (Гродно, Вильно, Супрасль, Почаев, Клинцы, Варшава), работавших в 1770–1780 гг. по заказам старообрядцев. После обращения Иргизских монастырей в единоверие библиотеки в обителях сохранились и даже получали новые пожертвования: своё книжное собрание (не менее 12 книг и рукописей) передал Верхне-Спасо-Преображенскому монастырю его последний настоятель-старообрядец Силуян. Часть книг оказалась рассеянной среди старообрядцев, часть поступила в распоряжение саратовского миссионерского братства Святого Креста. Перевод Иргизских монастырей в единоверие активизировал старообрядческое книгописание в Поволжье и Приуралье. После закрытия Иргизских монастырей по постановлениям Пугачёвского исполкома от 20 февраля и 4 марта 1919 г. подотдел охраны культурно-исторических ценностей Пугачёвского исполкома передал часть монастырского имущества в местный краеведческий музей. В 1919–1923 гг. для ознакомления с наследием Иргизских монастырей и с целью отбора книг и вещей для музейного хранения на Иргиз трижды приезжал Михаил Николаевич Тихомиров, инспектор Самарского уездного отдела народного образования, преподаватель Самарского университета, член Самарского общества археологии, истории, этнологии и естествознания (впоследствии академик).

 



 
PR-CY.ru