ИОАНН НОВЫЙ, СОЧАВСКИЙ

ИОАНН НОВЫЙ, СОЧАВСКИЙ, Белградский, Белгородский, Аккерманский, Трапезундский (ум. около 1330 г.) – великомученик (память 2 июня), особо почитаемый Румынской и Русской православными церквами. Биографические сведения об Иоанне Новом, Сочавском весьма скудные и ограничиваются содержанием его славянского Жития. Иоанн Новый, Сочавский был греческим купцом из Трапезунда (ныне Трабзон, Турция). Во время поездки по торговым делам в Северное Причерноморье католик, владелец корабля, на котором плыл Иоанн Новый, Сочавский, возможно, видя в нём конкурента, оклеветал его перед градоначальником («епархом») – «персом» в «Белом городе» (Аккерман, Монкастро, Маврокастро; ныне Белгород-Днестровский, Украина), сообщив, что Иоанн Новый, Сочавский хочет отречься от христианства и обратиться к распространённой в тех местах вере солнцепоклонников (при этом назвал его знатным вельможей: «...Ничим же не вторый в первых вельможах Трапизонтея града»). Услышав это, «епарх» приказал Иоанну Новому, Сочавскому публично отречься от Христа. Степень исторической достоверности данного пассажа у исследователей вызывает сомнения. Хотя среди населения средневекового Аккермана были выходцы из Средней Азии, и исследователи готовы предположить в их числе наличие солнцепоклонников (например, хорезмийцев), однако, с одной стороны, описываемое время (правление хана Узбека, 1313–1342 гг.) было периодом активного утверждения ислама в Золотой Орде, во владениях которой находился Белгород (чему сопутствовала борьба с язычеством в разных его проявлениях), с другой – активный прозелитизм не свойственен язычеству. Поведение язычников-солнцепоклонников в Житии Иоанна Нового, Сочавского соответствует модели поведения мусульман в Житиях балканских новомучеников XVI в. В житийных циклах икон XV–XVII вв. мучители Иоанна Нового, Сочавского изображаются турками в типичных мусульманских одеждах. Когда в ответ Иоанн Новый, Сочавский обличил поклонников солнца и звёзд, «епарх» приказал подвергнуть его мучениям – бить до полусмерти суковатыми жезлами, а затем бросить закованного страдальца в темницу. Наутро последовали новые уговоры с обещанием скорого исцеления ран умелыми врачами. После повторного отказа мученика избили ещё более жестоко и привязали к хвосту свирепого дикого коня, которого пустили по улицам города. Во время этого иудеи подвергли Иоанна Нового, Сочавского поруганию, а один из них отрубил ему голову мечом. Тело страстотерпца оставили непогребённым. Ночью на этом месте чудесным образом явились многочисленные возжённые лампады, некие световидные мужи совершали богослужение и каждение, а над телом святого встал огненный столп до небес. Один из иудеев, живший поблизости, решил, что к останкам святого пришли православные священнослужители с целью предать их земле по христианскому обряду. Вооружившись луком, он хотел выстрелить, но его руки приросли к оружию, от которого он смог освободиться только наутро, рассказав о случившемся. Напуганный этим известием градоначальник приказал похоронить тело мученика местным православным, которые и совершили торжественное погребение (вероятно, близ храма).

 



 
PR-CY.ru