ИЕВЛЕВИЧИ

ИЕВЛЕВИЧИ – православные церковные и общественные деятели XVII в. на белорусских и украинских землях в Речи Посполитой.

ФОМА (конец ХVI в., – не позже 1660 гг.) – православный писатель и педагог, один из идеологов братского движения на белорусских и украинских землях первой половины ХVII в. Был идейно близок к антиуниатским публицистам рубежа XVI и XVII вв., сторонник единства восточных славян. Детские годы Фомы прошли в Могилёве, исследователи предполагают, что он учился в школе могилёвского Спасского братства (создана в 1590 гг.), затем в киевской Богоявленской братской школе (известна с 1615 г.). В начале 1620 гг. Фома – студент факультета «семи свободных искусств» Краковского (Ягеллонского) университета, который окончил в 1625 г. Преподавал в Киевской братской школе, в 1628–1632 гг. – ректор школы. После объединения по инициативе нового Киевского митрополита Петра (Могилы) этой школы со школой Киево-Печерской лавры (1631 г.) и образования Киево-Могилянской коллегии Фома вместе с племянником Игнатием Иевлевичем покинул Киев, в феврале 1632 г. перебрался в Могилёв, где продолжил педагогическую деятельность. По мнению исследователей, преподавал в училище создававшегося в то время Богоявленского братства. В 1633 г. могилёвские мещане добились от короля Владислава IV привилея на постройку новой школы при Богоявленском монастыре. В дальнейшем Могилёвская братская школа наряду с Виленской и Брестской была известна тем, что в них наиболее полно обучали «семи свободным искусствам». В 1640 гг. Фома преподавал в братской школе Слуцка. В 1658 г. был могилёвским протопопом. Его литературное наследие представлено философско-публицистической поэмой «Лабиринт, или Запутанная дорога, где Прекрасная Мудрость по долгу своему господам могилевчанам и тем, кто им подобен в действиях своих, кратчайший и наилучший путь указывает». Произведение было издано на польском языке в 1625 г. в Кракове в типографии Франтишка Цезария Старшего. В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр находится в фондах Московской Синодальной типографии Российского государственного архива древних актов в Москве. Повествование в «Лабиринте...» ведётся от лица Прекрасной Мудрости, устами которой автор излагает свои мысли и суждения. Фома – один из выразителей религиозно-философской концепции софийности мира, выражавшей тенденцию сближения веры и философии. Формально «Лабиринт...» обращён «К Братству младшему Могилевскому новооснованному», но в сущности предназначается всему мещанскому сословию, всему «именитому народу Славянскому» белорусских и украинских земель. Фома стремится побудить свой «уязвлённый до самых костей» народ к церковному и духовному возрождению. Мировоззрение, гражданская позиция Фомы складывались под влиянием изменившейся социально-политической и религиозно-конфессиональной ситуации на белорусско-украинских землях Речи Посполитой конца ХVI – первой половины ХVII вв. и отразили новые тенденции национально-культурной жизни народа. Усилившееся католическое наступление и насильственная реализация провозглашённой в 1596 г. Брестской церковной унии при фактическом отказе государства от политики религиозной терпимости привели к острому социальному конфликту, нарушению гражданского мира.

 



 
PR-CY.ru