ИВАН ЮРЬЕВ НОС

ИВАН ЮРЬЕВ НОС (XVI в.) – государев крестовый дьяк, распевщик. Исследователи узнали о его деятельности в 1846 г., когда было открыто «Предисловие, откуду и от какого времени начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение» – сочинение XVII в. по истории русского церковно-певческого искусства, написанное при участии учеников московского мастера Фёдора Христианина, хорошо знавшего Ивана Юрьева Носа. Начальный этап деятельности Ивана Юрьева Носа связан с Великим Новгородом, где находилось училище церковного пения Саввы Рогова, одного из лучших дидаскалов в Российском государстве той эпохи; исследователи полагают, что Иван Юрьев Нос обучался у этого мастера в конце 1530 – первой половине 1540 гг. В документах Иосифова Волоколамского монастыря есть сведения о деятельности некоего «молодого» монастырского слуги (т.е. мирянина, осуществлявшего надзор за хозяйством какого-либо монастырского села в течение строго определённого срока) Ивана Носа. Исследователи полагают, что Иван Юрьев Нос и этот монастырский служащий – одно лицо. Первое упоминание его имени в монастырских документах относится к 26 ноября 1548 г.: казначей Лаврентий «давал ключи» слугам, в том числе «в село Отчищево Ивану Носу – ключ, как было за Васильем, за иконником, срок – Николин день вешней» (Российский государственный архив древних актов). В апреле 1549 г. среди «молодых слуг» ему выдали жалованье – около 40 алтын. Впоследстви он назначался в разные сёла (Ивановское, Луковниково, Новое). Иногда ему доверяли получение жалованья для дворника и дворницы, «истобников» (Российский государственный архив древних актов). Исследователи полагают, что служба при монастыре приносила неплохой доход. Например, денежные вклады монастырских слуг («поминать в повседневном списке доколе монастырь стоит») составляли 90–100 руб. (Российский государственный архив древних актов). В документах Иосифова Волоколамского монастыря будущий распевщик в последний раз упоминается в феврале 1557 г., когда в село Новое был назначен другой слуга (Российский государственный архив древних актов). В описи монастырской библиотеки 1573 г. отмечен его вклад – певческая книга «Ермолой» (Ирмологий), но установить, когда был сделан вклад, исследователи не могут (более ранняя опись датируется 1545 г.). Следующий период жизни Ивана Юрьева Носа связан с государевым двором, который в то время находился в Александровой слободе (Российская национальная библиотека; «Предисловие...»). Царь Иван Грозный, покинув Москву, окончательно переехал в Александрову слободу в декабре 1564 г. Здесь в составе двора оказался знаменитый хор государевых певчих дьяков. Судя по более поздним документам, исследователи полагают, что Ивана Юрьева Носа в отличие от имевшего церковный сан Фёдора Христианина зачислили в штат государевых крестовых дьяков, которые пели и читали во время «домашней молитвы» царя в его покоях, в особой, Крестовой, палате. В штатной росписи крестовых дьяков от 20 марта 1573 г. Иван Юрьев Нос занимает четвёртое место, он единственный из девяти человек, кто назван полным именем. Царь Иван «пометил» выдавать ему «своё жалование»: денежное в 10 руб. (среди товарищей Иван Юрьев Нос имел третий по размеру оклад) и «за сукно» в 48 алтын (1,44 руб.). Именование с отчеством, как полагают исследователи, свидетельствует, что к тому времени Иван Юрьев Нос пользовался авторитетом при дворе. Из «Предисловия...» исследователям известно, что в слободе он «распел» Триоди, а также «святым многим стихеры и славники», «богородичны и крестобогородичны минейныя» (Российская национальная библиотека). Однако ни одного произведения, подписанного именем этого мастера, в певческих рукописях исследователи не нашли. Исследователи полагают, что Иван Юрьев Нос создавал свои распевы ещё до начала пробуждения интереса к авторскому творчеству в русской певческой практике, которое пришлось на начало XVII в. и связанного с деятельностью в Москве Фёдора Христианина.

 
PR-CY.ru