ИОАНН МАВРОПОД

ИОАНН МАВРОПОД (после 1000? – после 1081? гг.) – митрополит Евхаитский, святитель (память в Греческой церкви 5 октября), византийский писатель, интеллектуал. Наиболее информативными источниками сведений об Иоанне Мавроподе являются его сочинения: обширное собрание речей, эпиграмм и писем, сохранившееся в рукописи XI в. Среди адресатов писем, расположенных автором в хронологическом порядке, – наиболее видные общественные деятели и интеллектуалы эпохи Иоанн Ксифилин, Михаил Псёлл и другие. В критическом издании текстов Иоанна Мавропода, осуществлённом Апостолосом Карпозилосом на основе рукописи, опубликованы 74 письма; в то же время письма, не вошедшие в сборник, также представляют для исследователей немалый интерес. При составлении собрания с намерением ввести письма в оборот в качестве литературных текстов Иоанн Мавропод опустил надписания, поэтому в большинстве случаев отождествление адресатов остаётся спорным. Другая группа источников представлена сочинениями ученика и друга Иоанна Мавропода Михаила Пселла: «Хронографией», письмами (относятся к периоду митрополичьего служения Иоанна Мавропода) и Похвальным словом Иоанну, митрополиту Евхаитскому (создано после 1075 г.). Некоторые сведения исследователи находят также в службе Иоанну Мавроподу, составленной его племянником китонитом и императорским нотарием Феодором. Несмотря на обилие и разнообразие источников, подробности биографии Иоанна Мавропода являются предметом научной полемики. Наиболее полные реконструкции были предложены Яковом Николаевичем Любарским и А. Карпозилосом, с одной стороны, и Александром Петровичем Кажданом – с другой. Основное расхождение между реконструкциями – датировка избрания Иоанна Мавропода митрополитом Евхаитским: согласно Я.Н. Любарскому и А. Карпозилосу, это произошло около 1050 г., при императоре Константине IX Мономахе, как считает А.П. Каждан, – несколько позже, в 1060 гг., при императоре Константине X Дуке (ср. оригинальную теорию Э. Фольери, согласно которой Иоанн Мавропод покинул Константинополь уже в начале 1044 г.). Основываясь на одних и тех же источниках (нередко весьма неоднозначных), учёные приходят к противоположным выводам. Классическим примером может служить адресованное Иоанну Мавроподу послание Михаила Псёлла, которое датируется 1050 или 1068 г. (гипотеза Р. Анастази) в зависимости от того, как трактовать риторический пассаж Михаила Псёлла о «луне», занявшей место над «блистательной четой». Иоанн Мавропод родился в Пафлагонии, как предполагают исследователи, в Клавдиополе (согласно А. Карпозилосу, указания на Клавдиополь относятся не к Иоанну Мавроподу, а к его дяде, епископу этого города), однако уже в ранней юности переехал в Константинополь, где завершил образование. Несколько лет спустя Иоанн Мавропод открыл в своём доме в Константинополе школу. Точная дата исследователям неизвестна, но они полагают, что это произошло до 1034 г., когда туда пришёл учиться Михаил Псёлл, с тех пор их связывала крепкая дружба.

 



 
PR-CY.ru